За минуту слабости, юношескую глупость или жестокость можно расплачиваться годами, а то и десятилетиями. И делать работу над ошибками преступники отправляются за высокий забор. Чтобы узнать, как оступившихся возвращают на правильный путь, корреспонденты МЛЫН. BY отправились в исправительную колонию №14.
ИК-14 находится в Борисовском районе в поселке Новосады. Пройдя железные ворота и КПП, мы оказываемся на территории колонии, обнесенной колючей проволокой. Здесь чисто, аккуратно. Один из осужденных старательно подметает двор.
— А как иначе? — говорит начальник отделения исправительной работы в отрядном звене Александр Демидюк. — Порядок мы всячески поддерживаем. А еще улучшаем условия содержания осужденных. Модернизировали столовую, комнату для свиданий, полностью переоборудовали медчасть.
От хулиганов до убийц
Проходя по территории, обратили внимание на небольшую группу осужденных, которые направлялись в жилую зону. Как оказалось, две недели назад они прибыли в ИК этапом и первое время находились в карантине. Теперь настало время присоединиться к остальным.
Контингент осужденных разношерстный. Здесь отбывают срок за кражи, хулиганство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, убийство.
Осужденные в ИК-14 находятся под круглосуточным наблюдением. Вся их жизнь подчинена строгому распорядку дня. Пищу в колонии принимают три раза в день. В рационе — суп, каши, рыба, мясо. Для отдельной категории осужденных предусмотрено диетическое питание. В колонии есть своя хлебопекарня. Говорят, местный хлеб очень вкусный, ведь готовят его строго по ГОСТу. Близкие родственники присылают осужденным посылки с продуктами питания. Также можно приобрести все необходимое в магазине на территории учреждения.
Терапия трудом
Трудотерапия, если можно так выразиться, становится для осужденных настоящим лекарством. Основной упор в ИК делается на металлообработке: производится продукция для заводов МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ. Размер заработной платы на предприятии зависит от уровня профессиональной подготовки человека. Те, у кого нет образования, при желании приобретают необходимые знания и навыки в филиале Борисовского государственного строительного лицея. Здесь также можно пройти переподготовку, повысить разряд.
Для осужденных, которым нельзя работать по медицинским показаниям, тоже находится занятие. Сочиняешь стихи, умеешь писать заметки? Отлично! Значит, будут публикации для ведомственной газеты...
Есть в ИК свое банно-прачечное хозяйство, швейное производство, а также магазин, в котором осужденные приобретают товары за безналичный расчет.
Очистить душу
Свободное от работы время осужденные проводят по-разному. Некоторые приходят в местную мечеть или православный храм.
Одна из главных здешних достопримечательностей — церковь в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, которая открыта для прихожан ежедневно. Осужденные в ней прислуживают и даже поют на клиросе. На большие праздники приезжает священнослужитель из Борисова — протоиерей храма Святой Живоначальной Троицы Георгий.
Староста церкви Николай Вяль о своем отношении к Богу может рассказывать долго. В местах лишения свободы он уже девять лет: отбывает наказание за убийство.
— Церковь помогает, — говорит Николай. — Покаяние дает внутреннее очищение от грехов. Человек ходит в баню, моет тело. А как быть с душой? А ведь все проблемы идут изнутри…
В условиях ограниченной свободы многие проводят досуг в местном клубе. Там работает библиотека, организуются просмотры фильмов, лекции, концерты. Среди осужденных много творчески одаренных людей, которые только в исправительном учреждении открыли в себе таланты. В театральной студии колонии занимаются восемь человек. Они готовят постановки, активно участвуют в конкурсах художественной самодеятельности.
Даже находясь за колючей проволокой, некоторые осужденные, в основном молодежь, решают связать себя узами брака и играют свадьбы.
Но, пожалуй, самым популярным видом отдыха тут является спорт. На территории колонии можно позаниматься в спортивном зале, поиграть в футбол, волейбол, настольный теннис.
Положительные перемены
Начальник отделения исправительной работы Александр Демидюк отмечает, что каждому осужденному нужно помочь встать на путь исправления:
— Учитываются морально-психологические качества, образ жизни на свободе, увлечения. По прибытию в ИК с осужденными работает психолог. Он изучает внутреннее состояние человека, составляет так называемую психологическую карту. И дальше уже начальник отряда использует эту информацию в своей работе.
По словам собеседника, определить, что перед тобой преступник, порой довольно сложно:
— Бывает, человек — внешне ангел, а изучаешь биографию — волосы встают дыбом, — говорит Александр. — Сложно поверить, что за плечами многих такой страшный багаж.
— Со временем осужденные осознают ценность семьи, хотят видеть своих детей. Люди меняются, и мы, конечно, идем им навстречу. Как правило, взявшись за ум, они больше не попадают в места лишения свободы, – поясняет Александр Демидюк.
Те, кто решил твердо встать на путь исправления, вполне могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Также у них появляется больше преимуществ: увеличивается количество разрешенных свиданий, получаемых посылок и т. д.
Точка невозврата
К сожалению, есть другая категория осужденных, которая не торопится на свободу. Это люди в возрасте, от которых отказались близкие. В свое время они скитались и бродяжничали. Отсидев срок и покинув ИК, они пребывают в растерянности: им просто некуда идти. Тюрьма для них — не самое плохое место. Здесь и оденут, и накормят, и предоставят крышу над головой.
— От такого человека можно услышать: «Не надо мне УДО! Оставьте меня в колонии!» К слову, тем, кому некуда идти, предоставляют места в домах временного пребывания. Бывшие заключенные находят там пристанище, но, не желая находить работу, теряют и этот шанс на нормальную жизнь. Опять начинают бродяжничать, а там, глядишь, снова попадают за решетку.
Вот и получается, что, несмотря на все усилия, исправить человека удается не всегда. Во многом все зависит от его личной заинтересованности.
— Не нужно забывать, что наше учреждение рассчитано для лиц, ранее отбывавших наказание. Есть рецидивисты с 12–13 судимостями за плечами. Для них тюрьма, как дом родной, — объясняет Александр Демидюк. — Важно, чтобы такие люди меньше влияли на остальных осужденных. Злостных же нарушителей режима могут изолировать от окружающих — определить в помещение камерного типа. Но у тех, кто в этом заинтересован, есть реальный шанс все изменить, начать жизнь с чистого листа. Срок — это не крест и не клеймо. Нужно лишь захотеть и приложить максимум усилий.
Монологи осужденного и работника колонии читайте в одном из следующих материалов МЛЫН.BY.
Автор статьи: Анна Халдеева
Автор фото: Павел Шнип