Найти тему
Иван Коновалов

«Паттон» – военная драма о самом знаменитом генерале США снималась 20 лет

Сама история съемок фильма о генерале Джордже Паттоне могла бы стать отличным сюжетом для телевизионного сериала. Фильм никогда бы не вышел на экран без удивительного упорства одного человека – продюсера Фрэнка Маккарти. Но на это у него ушло почти 20 лет.

Источник:
Источник:

Бывший журналист и выпускник Военного института Вирджинии Маккарти дослужился до звания бригадного генерала во время Второй мировой войны в качестве начальника штаба армии США генерала Джорджа Маршалла. Маккарти восхищался Паттоном, и став кинопродюсером в Голливуде, он в 1951 году предложил идею фильма о легендарном генерале в 1951 году. Он написал Дэррилу Ф. Зануку, тогдашнему руководителю производства 20th Century Fox, о своем желании снять фильм об одном из самых ярких и противоречивых американских генералов Второй мировой войны. Занук также знал Паттона по войне и сказал Маккарти: “Начинай!”

Генерал Паттон. Источник: https://foto-history.livejournal.com/13157908.html
Генерал Паттон. Источник: https://foto-history.livejournal.com/13157908.html

Но прошло почти 19 лет, прежде чем фильм был окончательно снят. Маккарти не стал бы снимать фильм без благословения семьи Паттон, а его вдова Беатрис была против, поскольку считала что средства массовой информации несут ответственность за противоречивую репутацию ее мужа. СМИ представляли Паттона талантливым полководцем, но при этом грубым вспыльчивым, склонным к разного рода скандальным выходкам.

Беатрис Паттон умерла в 1953 году, казалось, у Маккарти развязаны руки, но дети Паттона Джордж и Рут также начали яростную борьбу против фильма об их отце. Джордж, кадровый армейский офицер, также отклонил просьбу стать техническим консультантом кинокартины. Армия США также отказалась сотрудничать из уважения к позиции семьи генерала.

Источник: https://www.pinterest.ru/pin/619878336196082582/
Источник: https://www.pinterest.ru/pin/619878336196082582/

На какое-то время проект «Паттон» забрали у Маккарти, но движения вперед не было. Дело усугубил почти почти финансовый крах 20th Century Fox в начале 1960-х годов.

В конце концов, семья Паттона подписала контракт, но Минобороны было упорно в своем нежелании сотрудничать. А без сотрудничества армии США Маккарти не мог начать съемки. Потом обнаружилось, что военной техники времен Второй мировой в США уже нет в нужном количестве.

Но Маккарти обнаружил, что на вооружении испанской армии имеется большое количество старой военной техники. Теперь можно было обойтись без Пентагона.

Но весь кошмар был впереди. Началось создание сценария. Маккарти отвергал один вариант за другим, пока не появился 23-летний Фрэнсис Форд Коппола, чей единственный военный опыт состоял в службе в группе в Нью-Йоркской военной академии, прежде чем он, по его словам, “дезертировал.” Он еще шел к своим главным шедеврам «Крестный отец» и «Апокалипсис наших дней», но кинобэграунд у него уже был неплохой («Теперь ты большой мальчик» и «Люди дождя»).

Коппола в конце 60-х. Источник:
Коппола в конце 60-х. Источник:

Литературной основой стали "Паттон: испытание и триумф" Ладисласа Фараго и мемуары генерала Омара Брэдли «История солдата». Брэдли же стал главным военным консультантом фильма. К слову сказать, он терпеть не мог Паттона, он считал его значимость раздута прессой.

Вторая жена Омар Брэдли, бывшая Эстер Дора “Китти” Бюлер, (писательница и сценарист), которая была полностью контролировала жизнь Брэдли, настояла на том, чтобы Чарльтон Хестон сыграл роль ее мужа. В конце концов компромисс был достигнут, и роль досталась Карлу Молдену, который оказался великолепен в роли Брэдли.

Карл Молден в роли генерала Брэдли. Источник: https://actoroscar.blogspot.com/2014/01/alternate-best-supporting-actor-1970_6662.html
Карл Молден в роли генерала Брэдли. Источник: https://actoroscar.blogspot.com/2014/01/alternate-best-supporting-actor-1970_6662.html

В конце концов, Коппола создал сценарий, но он оказался слишком длинным и поэтому был переписан писателем Эдмундом Х. Нортом.

Тогда встал вопрос не только о том, кто будет режиссером фильма, но и о том, кто будет исполнять роль Паттона. Одним из первых был приглашен Джон Уэйн, у которого был контракт со студией. Но стало ясно, что своей однообразной игрой Уэйн фильм «завалит».

В список вошли также Берт Ланкастер, Роберт Митчум, Ли Марвин и Род Стайгер. Но все они отказались. В итоге Дэррил Занук предложил Джорджа Скотта, чья карьера шла в гору. Скотт поначалу упирался, но все же дал согласие.

Джордж С. Скотт в роле генерала Паттона. Источник: https://historicalmedia.ecrater.com/p/25522141/george-c-scott-in-the-1970-film-patton
Джордж С. Скотт в роле генерала Паттона. Источник: https://historicalmedia.ecrater.com/p/25522141/george-c-scott-in-the-1970-film-patton

Режиссером выбрали маститого Уильяма Уайлера («Бен Гур»), но тот терпеть не мог Копполу, да и возраст не позволял ехать в жаркую Испанию. В число претендентов на роль режиссера фильма входили Ричард Брукс, Джон Стерджес, Джон Хьюстон, Фред Циннеман, Генри Хэтэуэй и многие другие. Наконец, Маккарти остановил свой выбор на Франклине Дж. Шеффенре («Планета обезьян»).

Наконец, съемки «Паттона» начались в Испании. Маккарти нанял 4000 испанских солдат в качестве статистов. Но тут возникла еще одна проблема – испанцы были темнее и ниже ростом, чем американские солдаты. В итоге, набрали около сотни северных европейцев –англичан, немцев и скандинавов – для съемок на переднем плане.

Источник: https://industrycentral.net/index.php/trailers/classic/patton
Источник: https://industrycentral.net/index.php/trailers/classic/patton

На этом проблемы с испанской армией не закончились. Испанцы решили, что генерал Паттон изображен в сценарии довольно большим ублюдком, что было правдой. Они сказали, что не будут использовать армию для съемок фильма, потому что это будет оскорблением товарищества по оружию. Они потребовали, чтобы исторический департамент армии США подтвердил подлинность изображения генерала.

И дело было не только в испанцах. У Скотта были серьезные проблемы с алкоголем, которые не раз приводили к задержкам на съемках. Когда он уходил в запой, он либо опаздывал, либо вообще не появлялся. У Скотта также были проблемы со здоровьем, которые задержали съемки на две недели.

Источник: https://www.filmpro.ru/movies/6877/shot
Источник: https://www.filmpro.ru/movies/6877/shot

Но Джордж Скотт был великолепен, Его генерал Паттон теперь классический образ. «Паттон» принес Скотту премию "Оскар". В общей сложности Паттон получил семь премий "Оскар" на церемонии в апреле 1971 года, включая "Лучший фильм", "Лучший актер", "Лучший оригинальный сценарий", "Лучший режиссер".

Однако Джордж К. Скотт давно презирал премию "Оскар" и отказался присутствовать на церемонии, и Маккарти принял ее от имени Скотта. На следующий день Скотт официально отказался от своего "Оскара", и Маккарти пришлось вернуть его Киноакадемии.

Также по теме:

«Пески Иводзимы» – не типичная для Джона Уэйна военная драма

«Министерство неджентльменской войны» – Гай Ричи намерен создать военный блокбастер

«Белый эскадрон» – военная мелодрама эпохи Муссолини как отправная точка итальянского неореализма

«Когда молчат фанфары» – на редкость честный военный американский фильм

Поставь все на карту! – военная драма о японцах-нисеях в армии США

"Освободитель" – мультсериал от Netflix о Второй мировой войне

«Властелины воздуха» – новый военный сериал Стивена Спилберга и Тома Хэнкса о пилотах "Летающих крепостей"

«Миссис Минивер» – голливудский фильм об обороне Англии со множеством конъюнктурных версий

Гун хо! – пропагандистская история про хороших морпехов и плохих япошек

Военная драма «Поле битвы», которую снимали под названием «Прелюдия к любви»

Военная драма «Мятеж на «Кейне» – антивоенный продукт симбиоза Голливуда и Пентагона

«Алый знак доблести» – изуродованный цензурой военный киношедевр

«Большая красная единица» – откровения киномилитариста и кинобунтаря Сэм Фуллера

Военный боевик «Грязная дюжина» – антисистемный гимн войны и насилия

«Самый длинный день» Дэррила Занука: НАТО на службе у Голливуда

«Ад для героев» – первый фильм «новой волны» военного кино Голливуда

«Зеленые береты» Джона Уэйна – провальный гибрид военной драмы и вестерна о Вьетнамской войне

«Лис пустыни» – фильм о фельдмаршале Эрвине Роммеле как символ «холодной войны»

Военно-исторический сериал «Грант» продюсера Леонардо Ди Каприо

«Пятеро вернулись домой» – сериал от Netflix о великих кинорежиссерах, отправившихся на войну

Военная история Кларка Гейбла - звезды Голливуда и майора ВВС США

Военная история Джимми Стюарта – звезды Голливуда и бригадного генерала ВВС США

«Самый длинный день Японии»: военная драма о капитуляции Страны восходящего солнца