На улице с каждым днем становится все теплее и теплее, и все ближе тот момент, когда ваш железный конь наконец вырвется из своего гаражного плена. И вот снова под оглушительный рев мотора вы едите по нескончаемым трассам навстречу закату…
А до тех пор вам нужно подготовить мотоцикл к новому сезону, и тут придется основательно навострить глаз. Можно, конечно, нанять специалистов, которые за кругленькую сумму по-королевски облагородят ваш байк – вам даже с дивана вставать не придется. Но какой же из вас байкер, если вы не в состоянии самостоятельно обслужить свой агрегат? Ах, не знаете, к чему подступиться?! Что ж, наша статья существует как раз для того, чтобы помочь вам подготовить мотоцикл к новому летнему сезону.
Ежегодный план техобслуживания байка – это точно не один десяток операций, но здесь мы упомянем только самое важное, без чего трогать стартер с мыслью совершать первую скоростную поездку просто преступно.
Итак, приступим. Первым делом…
Ищем подтеки масла и состояние проводки
Походите кругами вокруг байка в поисках следов от масленых потеков или других важных жидкостей. За несколько месяцев без движения оно могло просочиться и натечь на пол гаража, оставив после себя пару блестящих дорожек. Если обнаружили свежую лужицу – дело плохо, придется отправляться в автосервис, исправлять протечку.
Утечка может оказаться не столь очевидной, так что немного покачайте мотоцикл на амортизаторах – масло немного побегает по деталям и точно даст о себе знать, если ему есть где подтекать. Следы ищите на вилке или на штоках задних амортизаторов. Последние достать не всегда получается с первого раза, но вы должны справиться. Удостоверились, что везде сухо и нет потеков? Значит, байк благополучно пережил зиму, и мы зря беспокоились.
Теперь к проводке – осматриваем все «голые» места, до которых могли добраться крысы. Это не пустое беспокойство, ведь если ваш байк зимовал на частной подземной стоянке, для таких мест засилье грызунов – вечная беда. Отнеситесь к осмотру со всей внимательностью, так как лучше заметить повреждение до того, как начнете подключать аккумулятор. Избежите вороха проблем.
Подключаем аккумулятор
Теперь переходим к самому интересному – к «оживлению» аккумулятора. Вы же еще загодя отключили его от сети?.. Не беда, снимаем его и несем к зарядному устройству. Поездка немного откладывается, но если вы все-таки не забыли…
Для тех, кто осенью скинул клемму с аккумулятора, ситуация существенно облегчается, хотя и здесь могут возникнуть проблемы – сами знаете, какие эти батареи нежные. Если у вас старенькая карбюраторная модель, не забудьте открыть краник бензобака и подкачайте в него бензин. У современных инжекторных мотоциклов делать это не нужно, так что сразу переходите к зажиганию.
Затягиваем клемму АКБ и заводим мотор. Если мотоцикл молчит, снова скидываем клемму и бежим заряжать устройство. В этом году не свезло. Если мотор начинает просыпаться, беремся за стартер. Можно немного помочь мотоциклу скинуть свинцовое покрывало зимней спячки и «прикурить» от другого байка, если ваш сосед по гаражу оказался более удачлив. Или используйте запасной аккумулятора или бустер, если таковые имеются.
Как бы вы не поступили, в конце концов, мотоцикл должен «ожить». Не спешите радостно прыгать в седло – пусть он поработает на холостых оборотах с полчаса. Так генератору намного проще «растолкать» батарею и помочь ей начать стабильно выдавать электроэнергию.
Проверяем состояние покрышек
Теперь переходим к самой важной части конструкции мотоцикла – к мотошинам. Вы же не думали, что можно садиться в седло, не проверив их состояние?
Осматриваем внешнее состояние шины – проколы, порезы, вздутия боковины, отслоение от диска, стравливание воздуха по краю обода или из ниппеля, неравномерный износ, торчащие нити корда и другие внешние повреждения. Любое нарушение целостности протектора – это сигнал к тому, чтобы ехать в шиномонтаж устранять неполадку, или же направляться прямиком на страницу интернет-магазиа за новой резиной.
Не забываем, что допустимая остаточная глубина протектора на летней мотошине – это 0,8 мм, но это уже самый край. Даже при 1 см следует задумываться о смене резины. А если у вас еще нарушена геометрия профиля (то есть колесо из круглого начинает уверенно стремиться к овальному или квадратному), то первая поездка у вас будет в одном направлении – в шиномонтаж за обновкой.
Если внешних повреждений нет, то проверяем давление в шинах. Оптимальный уровень указан в вашем руководстве по эксплуатации или цифры можно отыскать на табличке-памятке на раме. Разобраться с давлением нужно обязательно, если к концу сезона не хотите обнаружить на месте своих шин изношенную резину, которой место только на даче в качестве клумбы.
Меняем моторное масло и фильтры
Этот пункт лучше доверить профессионалам. Не думайте, что раз вы меняли масло еще осенью, вам не нужно о нем беспокоиться. За время «зимней спячки» оно успело окислиться и выполняет свою работу гораздо хуже, чем прежде. Поэтому менять масло заранее перед установкой байка на зиму лишено всякого смысла.
Так что меняем масло в любом случае. Даже не утруждайтесь замерами его уровня и состава. Не спеша заводим двигатель и едем в сторону сервиса, где меняем не только масло, но и фильтры. Пусть мастера заодно займутся воздушным фильтром и вычистят из аэробокса все лишнее.
Проверяем степень натяжения приводной цепи
Для мотоциклов с цепью нужно проверить, не провисает ли она сверх нормы. Смотрим в центр цепи, в область прямо между приводными звездами – подцепляем пальцем и тянем цепь до вверх до крайней точки. Она должна отгибаться на максимальную амплитуду до 4 см. Больше уже плохо – цепь придется натянуть.
Легче всего это сделать, переместив заднее колесо к прорезям в маятнике. Откручиваем гайки и двигаем колесо назад, пока цепь не натянется. Только не переборщите с натягом – 3-4 см амплитуды, не больше и не меньше! Слишком сильно натянутся цепь быстро лопнет, повредив еще и приводные звезды. Справились? Затягиваем гайки покрепче и готово.
В сложных случаях, когда цепь уже провисает сильно сверх меры, способ с колесом не сработает – его просто уже некуда девать. Тут выход один – новая цепь. Не стоит обращаться за помощью к ремонтникам, которые берут на себя ответственность убрать пару-тройку звеньев и укоротить цепь до приемлемого уровня. Дело не в двух-трех звеньях – слабое звено вы вряд ли так уберете, и оно может порваться на полном ходу в самый неподходящий момент.
Тестируем тормоза
Главный объект нашей проверки – это состояние тормозных колодок и плотность тормозной жидкости. Состояние первых мы можем определить сами: бьем тревогу, если их толщина перешла отметку в 1 мм, тогда срочно в сервис за новыми. Но если толщина остается на уровне 2-3 мм, то волноваться пока рано. Не удивляйтесь: тормозные колодки на байках намного тоньше, чем в автомобилях.
Удостовериться в оптимальном уровне плотности тормозной жидкости нужно обязательно, так как у нее есть не самое приятнее свойство впитывать влагу из воздуха. Так что если в составе окажется слишком много воды, она закипит в процессе работы и тогда прощайтесь с вашими тормозами и приветствуйте работников сервиса.
Замену тормозной жидкости тоже лучше доверить грамотным мастерам. Особенно если у вас мотоцикл с ABS , к которому так просто не подобраться.
Наконец-то все эти скучные проверки позади и можно уже трогаться! Можно, конечно, но даже здесь тесты не заканчиваются, а только выходят на новый круг. Первый выезд в сезоне – не повод расслабляться и наслаждаться быстрой ездой, а лишь еще один способ послушать, почувствовать наличие неполадок на практике. Дело в том, что за зиму вы уже успели немного подзабыть ощущения от езды на байке, и это может сыграть вам на руку в поисках странностей, которые вы могли не заметить осенью, привыкнув к байку за полгода путешествий.
Важнее всего «распробовать» первые километры, они наиболее показательные. Есть ли что-то, что смущает или мешает? Частые поломки, вроде люфта в подшипниках рулевой колонки или на ступицах, мотоциклист может обнаружить самостоятельно, просто обратив внимание на подозрительный дискомфорт. А своевременная ликвидация мелких проблем, которые со временем могут перейти в крупные, поможет сохранить вам не только деньги, но и нечто большее.
Не пренебрегайте проверками и обслуживанием вашего мотоцикла. Первое, о чем нужно позаботиться в новом сезоне – это, конечно же, новая резина. В интернет-магазине BlackTyres вам есть из чего выбрать: Continental, Pirelli, Bridgestone и другие производители качественных мотошин. Отсортируйте модели с помощью наших фильтров и подберете себе идеальную модель.
Ставьте 👍 , если понравилась статья, и подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Если вам тоже есть что добавить про подготовку мотошин к новому сезону – пишите о своем опыте в комментариях.
Удачи на дорогах!