Европейские и американские женщины живут по принципу: сначала для себя, карьеру сделаю, а потом рожу ребенка. Но получается так, что они подбираются все ближе и ближе к рубежу в 50 лет, когда рожать уже все более и более опасно для здоровья как матери, так и ребенка, но никаких идеальных условий так и не возникло.
Это дилемма женщин в развитых странах. Некоторые из них предусмотрительно заморозили свои яйцеклетки в надежде на лучшее будущее, надежного мужчину или что-нибудь еще. Женщины тратят буквально баснословные деньги на сохранение своего биоматериала, но проходят годы и что с ним делать, они так и не знают. В основном, проблема в том, что они просто не хотят ребенка. Что делать с уже замороженными яйцеклетками?
Две британки 49 лет, Сара Мюррей и Карла Пул столкнулись с этим и согласились дать интервью Guardian. Обе они потратили 10 тысяч фунтов или более миллиона рублей на то, чтобы заморозить около 10 своих яйцеклеток. Сара сделала это в 2015 году, а Карла еще раньше, в 37 лет. Они сделали это именно из соображений «часики тикают» и надеялись родить до 50 лет.
В Великобритании установлен лимит на хранение таких материалов - не дольше десяти лет, поэтому Карла Пул отправила их по истечении срока в Испанию. Обе они теперь задумываются - что же делать дальше?
Сара:
Этим летом мне исполняется 49. После многих лет, когда я думала, что у меня будут дети, я наконец понимаю - со мной может этого и не случится. Вряд ли я буду использовать свои яйцеклетки.
Таких женщин становится все больше и они становятся перед выбором - продолжать платить 300 фунтов (31000 рублей) ежегодно за сохранение своей возможной репродуктивной способности или подписать бумаги об уничтожении? Вопрос прежде всего этический, ведь у женщины, у которой нашлось 10 000 фунтов на эту процедуру, есть финансовая возможность заботиться о своей ребенке.
Цифры таковы: в 2013 году всего 569 британок заморозили яйцеклетки и их число выросло в 4 раза к 2018 году. Женщина ограничена только одним - менопаузой. Если яйцеклетки все еще производятся, она может заморозить их на любой стадии. Проблема в том, что у обеих женщин за истекшие годы изменилось отношение к своему возможному ребенку. Теперь они не думают, что обязательно должны родить биологического малыша. Они видят настоящую проблему в том, чтобы стать матерью в 50 лет...
Сара:
Когда мне было 43, я пошла на заморозку, поскольку я была одинока и не хотела рожать малыша как мать-одиночка. Я была уверена, что смогу использовать шанс забеременеть в ближайшие пару лет. И никак не ожидала, что мне будет почти 50, мои биологические часы перестанут тикать и я окажусь в такой ситуации.
Сара - телеведущая и все время занималась профессиональным ростом. Она не знала, точно ли хочет ребенка, но 40 лет заставили ее хотя бы попытаться. Сначала она изучала возможность воспользоваться донорством, но затем поняла, что предпочтет все-таки не рожать ребенка одна.
Я разговаривала с друзьями, у которых есть дети и чувствовала, что иметь ребенка и быть матерью-одиночкой будет очень сложно.
Родители поддерживали ее, но им уже за 80 и они живут далеко. Сара чувствовала себя беспомощной и решила на всякий случай сохранить яйцеклетки, полагая, что вскоре встретит хорошего человека.
Но даже этот поступок не гарантирует успешную беременность. Вероятность выносить и родить здорового ребенка, когда женщина замораживает свои яйцеклетки в возрасте 40 лет, составляет около 15%. У женщины в 25 вероятность вдвое больше. Поэтому нужно замораживать не одну, а несколько, как и сделала Сара.
Сделав это, она почувствовала себя лучше, но с тех пор каждый год, словно тикающая бомба, приходили ей письма об оплате счета клиники. Письма отсчитывали ее возраст неумолимо. Все свидания, ужины и обеды заканчивались впустую, а письма из клиники все приходили и приходили.
Кажется, я больше хотела замуж, чем стать матерью. На втором письма (второй год) я попросила друга-гея помочь мне. Он отказался. На третьем письме я уже начала свыкаться с идеей никогда не иметь ребенка. На пятом письме и пятом году заморозки я уже не представляла, что использую эти яйцеклетки.
История Карлы Пул еще более грустная. Она хранила свой материал больше 10 лет. Но с другой стороны, Карла успела стать мамой - она встретила своего мужа в сорок и они зачали естественным путем. Ее дочери 6 лет. Правда, до нормальных родов Карла пережила 4 выкидыша и только мысль о том, что ее яйцеклетки заморожены и станут запасным вариантом, поддерживала женщину.
Сегодня она убеждена, что не хочет второго ребенка и не знает, что делать с материалом, который хранится в Испании. С одной стороны, она могла бы пожертвовать кому-то яйцеклетки, но отбор строг и донорские материалы должны принадлежать женщине до 35 лет, а Карле было уже 37. Поэтому единственный вариант - подписать отказ.
Обе женщины находятся в довольно сложном психологическом состоянии. Свои замороженные яйцеклетки они воспринимают как потенциальных нерожденных детей. Если бы Карла не встретила своего возлюбленного в 40 и не родила бы дочку, возможно, она пошла бы по пути Сары и просто разочаровалась бы в материнстве, несмотря на то, что хотела ребенка. Но заморозка - это не про этический выбор, не про убийство детей. Это просто подстраховка.
Сара только в 48 лет начала встречаться с каким-то мужчиной и ей нужно время, чтобы дать отношениям шанс. Они вместе только 4 месяца и ей придется ждать еще какое-то время.
Мне грустно - возможно, я никогда не узнаю себя с этой стороны, не узнаю, какой бы я была матерью.
Но у ее мужчины есть дети от прошлого брака и Сара надеется, что может быть, ей хватит общения с ними, чтобы утолить этот голод - свой материнский инстинкт...