Тот случай, когда комментарии почитать не менее полезно, чем послушать саму беседу. Буквально через одного- комментаторы с таким призывом и похвалой в адрес Николая Цискаридзе, который является ректором Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Разговор был, в целом, об образовании в нашей стране, но обсуждения, как такового, не состоялось, скорее короткий формат- обозначить вопросы. Как многие отметили- беседа напоминала два монолога.
Остановимся на нескольких моментах, которые были обозначены в передаче. Николай Цискаридзе озвучил то, что постоянно обсуждают на образовательных площадках в соцсетях. Надо уйти от конкурса по правильности заполнения документов в учебных заведениях, выведения дутых результатов и гонки за отличниками. Вернуться к заслуженным и оправданным результатам, которых учащиеся достигают, а не им рисуют такие результаты для отчётности. Надо заметить, что школы в этом смысле (как и в советское время) очень разные. Есть общая тенденция на формализм, это бесспорно, но при этом в системе тех же оценок в школе может быть полная шкала отметок- и двойки в четверти, с последующей пересдачей. В гимназии старшего сына этого не боялись, но это не отменяло других вопросов. Например, о перегруженности и отсутствии баланса в школьном образовании, о котором Николай Цискаридзе упомянул.
В комментариях писали про младшую школу, что удивительные учебники и странные программы. 100% так, сами удивлялись изменениям, которые выпали на долю младшего сына в начальных классах. Со второго класса раздувается сетка расписания уроков, сами задания тоже объёмнее и масштабнее, но совершенно не было видно, что это идёт на пользу. С 2007 года начался первый класс у старшего сына, в домашних заданиях они писали в два раза меньше, не заполняли бесконечные рабочие тетради (как у младшего), а знаний было достаточно. О чём это говорит: что и в постсоветский период в школах ещё был рациональный подход, понимание необходимого объёма и качества, а потом всё смещалось в сторону раздувания и увеличения объёмов, но качество падает, а самое главное- дети с начальной школы теряют здоровье. Они уже с начальных классов почти не гуляют, ну во всяком случае те, которые посещают что-то кроме школы, а таких в крупных городах- большинство.
И этот вопрос озвучил Николай Максимович, что им нужно в своих учебных заведениях принимать здоровых детей, а их почти нет... Вот на эту тему министр Сергей Кравцов сказал, что готовится государственная программа для молодых семей по помощи воспитания детей. Люди в комментариях скорее напряглись от этого заявления, чем обрадовались, т.к. конкретики не прозвучало, а теперь чаще ждут неприятных сюрпризов. Порадовало некоторых слушателей этой беседы, что министр отметил про дошкольников- им важнее развиваться через игры и творчество, чем натаскиваться на чтение и письмо, это они успеют в школе освоить. Да уж, нужно хоть какой-то отрезок оставить на детство, игры, прогулки и большее общение с природой.
Такие беседы имеют практическую ценность, если замечания от практиков в системе образования воспринимаются, осмысливаются и происходят изменения. Практики должны влиять на изменения, а не только теоретики, которые штампуют пособия, а дети становятся экспериментальной площадкой- сколько рабочих тетрадей они осилят за начальную школу или внеурочных занятий, кроме основных уроков.