Павел Ожгибесов – первый художник, чью картину я приобрела. Это случилось в июле 2020 г. Мы все плотно сидели на карантине, запертые в квартирах. На улице бушевало лето, так хотелось вернуться в привычную жизнь, но нас только-только начали выпускать из изоляции, разрешались прогулки группами до 5 человек. Галереи и выставки были тогда еще недоступны. Увидела в Instagram сообщение о том, что можно купить его картину. И поняла: если нам нельзя прийти на выставку, тогда пускай выставка придет к нам. И поселится у нас навсегда. Хотя бы из одной картины. Устраивают же выставки одной картины.
Психологи говорят: по тому, что рисует человек, можно понять, о чем он думает. Замечали за собой, если под рукой оказывается листок бумаги и карандаш, а сами Вы присутствуете на каком-то не очень интересном мероприятии, то вдруг начинаете рисовать? Все эти домики, животные, деревья, цветы, геометрические фигуры указывают на особенности психологического состояния. Существует даже тест, где психолог просит нарисовать дом, дерево и человека и расшифровывает специфику вашего мировосприятия.
Вот сейчас подумалось: а существуют ли исследования, интерпретирующие рисунки профессиональных художников? Пока ответа на этот вопрос у меня нет, давайте сами попытаемся разобраться, о чем говорят нам полотна Павла Ожгибесова и почему же хочется, чтобы его дома вошли в наш дом? Это так редко – найти того самого художника (читай – абсолютно неизвестного человека), к которому сразу проникаешься доверием, и впустить его в дом. Наверное, это как вытащить наугад счастливый лотерейный билет. Для чего картины в наших квартирах? Что они нам дают? Какими должны быть полотна, которые станут не просто квадратами или прямоугольниками, расписанными маслом или акрилом, цветным пятном на стене, а сразу станут родными, незаменимыми, без которых твой дом был раньше, как мозаика без недостающей детали?
Полотна Павла Ожгибесова в моем восприятии – это про дома и деревья. Про теплый мир, где любят и любимы, хотя люди – лишь второстепенные герои его сюжетов. Дети гуляют, мужчина, скорее всего, художник с мольбертом, возвращается с пленэра, дама выгуливает собачку, дворник убирает снег. Каждый занят своим делом. Даже кошки. Павел Ожгибесов любит изображать птиц, у него много работ, посвященных их образам. Но на картинах с домами птиц не увидела. Видимо, они – из параллельной вселенной.
Его цветовая палитра, как это ни странно, у меня плотно ассоциируется с игрой солнышка на Пасху: солнышко в этот день особенно теплое и любящее. Утром Светлого Праздника оно шлет в мир, кажется, не только светлые, но и цветные лучи. Это чувствуется даже на тех полотнах Павла Ожгибесова, где изображены осень или зима. Даже эти холодные и унылые времена года у него обладают способностью согревать. Думаю, это связано с особой тональностью. Его яркие краски не раздражают, а пастельные оттенки не ввергают в тоску.
Бывает особое ощущение влияние одного художника на другого. Вроде бы нет цитирования, по-разному изображаются объекты, по-разному работают кисти. Но все-таки есть какое-то родство! Вот эти работы Павла Ожгибесова мне напоминают Ван Гога. Может быть, все дело в схожем сочном контрасте синего, зеленого и желтого?
Почему его дома такие особенные? Если внимательно рассматривать каждую картину, то можно увидеть одну деталь. Дома и деревья на некоторых полотнах настолько близко расположены друг к другу, что образуют даже не ансамбль, а… грибницу. Кажется, и у домов, и у деревьев под землей общие корни, единая сосудистая система. Это в реальном мире дерево, близко растущее к дому, разрушает его фундамент. А в живописи Павла Ожгибесова действуют другие законы. Его дома принадлежат, скорее, миру природы. Хотя нет, не так. Во вселенной, которую переносит художник на полотна, нет противостояния и противопоставления мира природного и мира искусственного, созданного природой и созданного человеком. Его дома однозначно из мира флоры, как и деревья.
И еще у его домов маленькие окна. Такой вот признак надежности. Дом Павла Ожгибесова – крепость, но при этом яркая. Та, что не только защитит и сбережет, но еще поднимет настроение и даже развеселит. Его строения из тех, что архитекторы называют малоэтажной застройкой. В работах, которые я отобрала для этой статьи, очень мало одноэтажек, единичны дома в четыре-шесть этажей. Окунемся ненадолго в психологию? Если дом, который рисует человек, одноэтажный, то это история про одиночество. У Павла Ожгибесова преобладают дома в два-три этажа. Это уже повествование о семейной паре, счастливой семейной паре, а еще о любимых и любящих детях. Вот такой посыл скрыт в полотнах этого прекрасного художника.
Психологи считают, что изображение домиков связано с поиском опоры в жизни. Павел Ожгибесов уже нашел эту опору и делится ею с нами в своем творчестве.
Видео с моим стихотворением "Словакия", проиллюстрированное работами Павла Ожгибесова, смотрите здесь:
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!
Известный французский художник Ришар Бурле: дамы в синем.
Игра в домики: акварели Дарьи Смирновой.
Пионы, источающие свет, в живописи Азиза Сулайманова.