Елена Кириченко: бабушка и депутат
Елена Кириченко 35 лет работала на почте в поселке Большая Ижора в Ленобласти. Но вместо беззаботной пенсии женщина выбрала политику: в 2020 году ее избрали депутатом Большой Ижоры. Почему бабушка трех внуков стала самовыдвиженцем и с какой мечтой она шла в депутаты — в новом интервью «Скамейки».
Елена Николаевна, вы, кажется, поете в хоре?
Да, уже скоро год будет. Но из-за этого коронавируса занятий не много: все же пенсионеры, есть кому по 70-75 лет, боятся. А вообще да: два раза в неделю по часу поем. Я еще молоденькая, пока мало хожу, а у нас есть такие бабушки, что по 10 лет занимаются. Вот это уже серьезные артисты.
Что вы обычно исполняете?
Наш музыкальный руководитель выбирает, что мы потянем, а что нет. Сейчас ко Дню Победы подбираем песни, готовимся к концерту. А дома караоке поем, мне очень нравится. У дочки есть диплом музыкальный школы, она на баяне хорошо играет. Нет-нет и поправит: «В ноту не попала, надо по-другому». У меня трое внуков: два мальчика и девочка. Старший сейчас в 8 классе, учится играть на гитаре — то я ему помогаю, то он мне. Петь не очень любит, но подыгрывает с удовольствием.
Как вам удается совмещать все свои обязанности?
Мои внуки живут в городе, приезжают на выходные и на лето. Весна придет — на велосипедах катаемся, с собаками на залив ходим. У меня дома четыре собаки: две таксы, дворняжка и шведский вальхунд. Зимой вместе на лыжах катались с собаками: они бегут за мной и внук рядом. Время летит незаметно, только вот много посуды приходится мыть, но ничего — быстро-быстро помоем и дальше пошли.
Вы родились здесь, в Большой Ижоре?
Да, можно сказать, видела, как поселок меняется у меня на глазах. Какой у нас тут был дом отдыха! Я немного успела поработать в нем официанткой. Кто только не приезжал, шикарное место: сосны, свежий воздух, красота. И пионерский лагерь был, очень популярный: красивые дома, дети довольные. Кажется, от завода «Ракета» в Петергофе. У меня мать держала поросенка: так вот ходила туда за отходами, часто рассказывала что и как там. Да я и сама там бывала. А сейчас все огорожено, ничего нет, все гниет и никому не нужно. Место-то очень хорошее. Жалко!
Слышала, что вы 30 лет проработали на почте. Это правда?
Все 35! Начинала с почтальона, потом стала оператором, заместителем, в общем, выучилась на руководителя и последние 15 лет была начальником почты. Я по образованию — швея. Работала года три на «Первомайской заре», потом замуж вышла, хотела дальше учиться, но неудобно совмещать с воспитанием детей. Так и устроилась на почту. Меня поэтому все хорошо знают, и я всех знаю: в отделение приходили не только за посылкой или зарплатой, а как в настоящий клуб — поговорить по душам. Одной женщине говорила: «У вас совсем ноги не ходят, давайте я буду вам пенсию носить и продукты?» А она: «Нет, Елена Николаевна, я хочу хоть раз в месяц прийти и поговорить».
Что вам больше всего нравилось на почте?
Общение. Работа с людьми — коллектив хороший, дружный. Да и сама работа неплохая. Но с каждым годом все тяжелее было: обновления за обновлением, начинали с простого, а потом тебе и почта, и банк, и автомобильные штрафы. А это дополнительные требования.
Сколько у вас в подчинении было сотрудников?
Два оператора и два почтальона. Но я не только руководила: оператор заболел и не вышел — я заменяю. В общем, сам себе начальник и почтальон: иду домой, разношу и пенсии, и газеты, и платежи. Я всех потому и знаю — кто как себя чувствует, кто что выписывает. Сейчас, конечно, газеты уже не читают, а раньше много заказывали журналов.
А вы что читаете?
Я люблю кроссворды, журналы с рецептами и советами для садоводов: чем растения подкармливать, какой пирог спечь. Я тут один рецепт написала про морковные котлеты — отослала на конкурс, выиграла 500 рублей. Приятно — сколько я покупала журнальчиков, все окупились!
В результате муниципальных выборов вы вошли в новый состав совета депутатов Большой Ижоры. Почему вы решили пойти в политику? Многие, наоборот, мечтают поскорее на пенсию.
Хотелось к людям. Ну и потом я столько всего выслушала, пока работала на почте. Люди же приходят и говорят: «Вот это плохо и это надо поменять, но никто в администрации не слышит. Отворачиваются и не хотят даже разговаривать». Ну что ж сделать-то? Я столько выслушала всего, представить сложно! Нет никакого диалога, и ничего не делается. Поэтому и пошла.
Что вы хотите поменять первым делом?
Уже 10 лет у нас нет бани, а где людям помыться и погреться? Горячей воды нет. Некоторые, конечно, ездили в Кронштадт, но там пока доедешь, столько времени уйдет, получается и не баня вовсе. Кто-то устроил себе баню на участке, но ведь не у всех есть возможность. А какая хорошая была общественная баня! Но сейчас все разрушено. У меня своя баня есть — я очень люблю париться, пришлось построить. Веников заготовлю и иду с дочкой и внучкой: 2-3 часа паримся, холодной водой ополаскиваемся. А как другие? И жалко бабулек, что бани нет. Вот я поставлю вопрос, чтобы сделали баню: дома так не помоешься, а тепло и пар нужны для организма! Может быть, дадут разрешение сделать ремонт помещения, газ подвести, снова баню открыть для всех.
Какие еще задачи у вас есть?
Дороги и газ! У нас дачникам газ провели, а постоянные жильцы сидят без него… А как же воду погреть, еду приготовить, погреться? Сколько здесь я прожила, все время дрова на зиму покупаю — по 50 тыс. уходит! Этой зимой, например, даже не хватило: крепкие были морозы. А есть улицы — Сосновая, Советская — там люди больше меня живут. Как так? Надо, чтобы газ провели. Я покупаю баллон по 1200 рублей — на месяц хватает. Ну и дороги очень плохие, да и капитальный ремонт надо многим домам делать. В общем, много задач.
Как начитается ваш день?
Пока депутатских обязанностей нет, встаю в 8.30, делаю немного зарядку, беру собаку. Пока погуляю, покормлю и приберусь — уже полдня прошло. Огурчики, помидорчики скоро буду сажать, что еще делать? Вот пришли мы, новые депутаты, но старый заместитель не дает никому проходу: подает в суды, заказывает аудиторскую проверку. Доказывает, что мы неправильно выбранные депутаты, а значит, и выборы недействительны и нужны новые. Поэтому мы что? И не туда и не сюда. Как встретишь кого, спрашивают: «Леночка, когда все будет?» А я и сказать ничего не смогу. Конечно, уже столько всего бы сделали! Слава богу, бюджет хотя бы приняли. В общем, старый состав не хочет уходить, не верят, что нас действительно выбрали люди.
А что люди думают?
Прямо говорят и.о. главы администрации: «Олег Петрович Купко, уходи, хватит воровать. Хватит держаться за место!» В общем, связаны у нас пока руки. Но самое главное — это баня. Бани нет! А остальное — дорожки-заплатки — это уже потихонечку, это уже потом. А так, да, много что надо делать — даже у администрации вместо дороги канава на канаве. Выбрать нас выбрали, а ничего делать мы не можем. Суды тянутся. На апелляцию подают постоянно. Надеемся, что все будет хорошо. Не знаю, чем суды закончатся. Может быть и перевыборы будут. Тогда я снова пойду.
Ваша семья не против, что вы занялись политикой?
Дочка, конечно, против была — она знает, что я сильно переживаю за все. Хочется-то, чтобы все дружно и хорошо было. Вот признают выборы недействительными, опять будет голова у меня болеть.
Дочь не пыталась вас отговорить?
Отговаривала дочь, конечно. Но я не поддалась: решила, если выберут меня, значит, так и будет.
Елена Николаевна, вам 60 лет, вы очень энергичная: собаки, огород, лыжи, внуки, политика. Откуда вы черпаете силы?
Велосипед, движение постоянное, зарядка с утра. Баня, опять же — полезно для здоровья. Да не знаю, честно говоря. Ничего такого я не делаю. Просто надо все время двигаться.
Материал на нашем сайте: «Сначала баня, газ и дороги потом»
Автор: Анастасия Жигач
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка