Найти тему

Как «Парк юрского периода» учит бережному отношению к природе

Оглавление

Если вы попытаетесь подсчитать, сколько динозавров в трилогии «Парк юрского периода» было убито человеком, то получите весьма неожиданный ответ — ни одного. Лишь один ящер косвенно пострадал от действий людей — это тот раптор, которого дочка доктора Яна Малкольма столкнула вниз с инженерных перекрытий во второй части. И то он погиб не от самого удара, а из-за того, что упал на кол, о существовании которого девочка знать не могла.

Кадр из фильма  «Парк юрского периода»
Кадр из фильма «Парк юрского периода»

Такая миролюбивость автора франшизы Стивена Спилберга по отношению к древним ящерам выделяет «Парк юрского периода» из большого числа разнообразных блокбастеров о монстрах, вроде «Чужого», «Пираньи», да и «Челюстей» самого Спилберга. В этих картинах борьба с разнообразными тварями шла на уничтожение.

Защитить динозавров от людей

Несмотря на то, что, начиная с первого же фильма трилогии, динозавры являлись главной угрозой жизни героев и их появление на экране было единственным источником напряжения в сюжете, авторы ленты никогда не пытались вызвать у зрителей ненависть к ним (вне зависимости от того идёт ли речь о хищнике или травоядном).

Кадр из фильма  «Парк юрского периода»
Кадр из фильма «Парк юрского периода»
Кадр из фильма  «Парк юрского периода 2»
Кадр из фильма «Парк юрского периода 2»

Наоборот, Спилберг, скорее, призывал аудиторию восхититься красотой и величием ящеров, которые когда-то населяли Землю. Создатели картины всячески продвигали тезис о том, что возвращённых к жизни динозавров надо оставить в покое и дать им жить самим по себе на острове.

Кадр из фильма  «Парк юрского периода 3»
Кадр из фильма «Парк юрского периода 3»

При этом осуждалось потребительское отношение к динозаврам и природе в целом со стороны корпорации InGen, создавшей этот парк развлечений.

Стоит отметить, что и главная музыкальная тема фильма, олицетворяющая динозавров, буквально лучится добротой. В этой композиции Джона Уильямса есть и нежность, и восхищение природой, но нет никакой угрозы.

Такое отношение к природе может быть связано с популярностью в Голливуде природоохранной тематики — в те годы среди американских кинозвезд уже становилось модным корчить из себя ярых защитников окружающей среды. Однако Спилбергом могло двигать также и желание реабилитироваться за то, что он сделал в фильме «Челюсти».

Война Спилберга с акулами

Во франшизе «Челюсти», давшей Спилбергу билет в мир большого кино, акула была представлена в виде жуткого монстра, целенаправленно охотящегося на людей. Зрителя приучали бояться и ненавидеть этих животных. Это делалось и на уровне саундтрека: главная музыкальная тема фильма, сопровождавшая появление на экране акулы, связана с чувством надвигающейся угрозы.

Неудивительно, что популярность «Челюстей» привела к печальным последствиям. Люди стали воспринимать акул как врага и вполне законную цель. Рыбаки развернули настоящую охоту на этих животных.

И это несмотря на то, что в реальной жизни случаи нападения акул на людей крайне редки. И уж совершенно точно можно утверждать, что они целенаправленно не охотятся за туристами.

В результате, по данным биолога Джулии Баум, в период с 1986 по 2000 год в северо-западной части Атлантического океана наблюдалось сокращение популяции акул-молотов на 89%, больших белых акул на 79% и тигровых акул на 65%.

Кадр из фильма «Челюсти». Акула топит катер
Кадр из фильма «Челюсти». Акула топит катер

Таким поведением людей ужаснулся писатель Питер Бенчли — автор романа, по которому Спилберг снял «Челюсти». Он признался, что не стал бы писать книгу, если бы знал, чем это обернётся.

Вполне вероятно, что, снимая «Парк юрского период», Спилберг хотел в каком-то смысле загладить свою вину и сделать фильм, в котором пропагандировалась бы идея бережного отношения к природе.

Провальное продолжение

К слову, в недавних фильмах «Мир юрского периода» и «Мир юрского периода 2», которые являются попыткой перезапустить франшизу «Парк юрского периода», тема защиты природы практически полностью отсутствует.

В ход идёт гранатомёт
В ход идёт гранатомёт

Исчез в них и миролюбивый тон. Персонажи данных лент стреляют в динозавров из автоматов и гранатомётов, убивая их десятками. Впрочем, ничего другого ожидать от людей, написавших сценарий про мутировавших динозавров-убийц, которых можно словно ракеты наводить на цель лазером (именно это показано в «Мире юрского периода 2»), было нельзя.

***

Если вам понравился материал, то не забывайте ставить лайки и подписываться!