Если бы вы смогли наблюдать за развитием мозга своего ребёнка, то увидели, что он растёт очень быстро. Но кроме увеличения количества нейронов и объёма серого вещества, там происходит очень много важных процессов, о которых обязательно нужно знать родителям, чтобы помогать развиваться своему ребёнку правильно.
Пройдёмся по фактам и узнаем, что делать, чтобы ребёнок рос умной, яркой, целеустремленной личностью и добивался в жизни, чего захочет.
1. Ещё до рождения ребёнок способен воспринимать языки, на которых говорят родители
Финские ученые доказали, что с седьмого месяца беременности младенец в утробе матери хорошо слышит звуки окружающего мира, запоминает слова и различает языки, на которых говорят родители.
Поэтому дети после рождения уже имеют базу для дальнейшего и более быстрого развития речи.
Совет: Если вы на данный момент находитесь в ожидании малыша, то почаще разговаривайте с ним, читайте сказки, поглаживая живот. Просите делать так и будущего папу, особенно если он разговаривает на другом языке. В таком случае сразу после рождения мозг вашего ребёнка сможет быстрее обрабатывать языки и потом он меньше будет смешивать их в речи.
2. Дети активно учатся говорить с 6 – 8 месяцев жизни
Конечно, до появления первого слова ещё пройдёт время, но ребёнок в этом возрасте уже улавливает, как говорят родители: темп речи, паузы между словами, как складываются слоги и записывает это на свой «жёсткий диск», чтобы потом применить эту модель речи.
Совет: Если хотите, чтобы речь вашего ребёнка формировалась правильно – поменьше с ним сюсюкайте, чётко произносите слова, говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Тогда ваш ребёнок быстрее научится правильно произносить звуки и вам не придётся обращаться к логопеду.
Если в вашей семье разговаривают на двух и более языках, то воспользуйтесь правилом – один родитель – один язык. Так ребёнок параллельно будет учиться разговаривать на двух языках.
А если вашему ребёнку уже больше 3-х лет и у него есть проблемы с речью, то почитайте нашу статью, как можно помочь ребёнку заговорить в домашних условиях.
3. Детский лепет – это сигнал: «Мама, папа, я готов к обучению»
Когда ребёнок начинает активно «агукать», то его мозг созрел для того, чтобы начать узнавать больше.
Совет: Побольше разговаривайте с ребёнком, на прогулке обращайте внимание на окружающий мир, комментируйте происходящее, показывайте и читайте книги. Ваш ребёнок будет всё впитывать, а когда подрастёт, начнёт удивлять вас своей сообразительностью и ему будет легче даваться обучение.
4. Стремительное развитие мозга ребёнка происходит от рождения до 3 лет
Когда малыш рождается, его мозг по размеру – это 1/3 от мозга взрослого человека. Но за первых 3 месяца жизни он увеличивается в объеме на 55%. Активнее всех развивается отдел, который отвечает за двигательную активность – мозжечок. За этот период он увеличивается в размере на 110%.
Совет: Позволяйте ребёнку больше двигаться с самого рождения. Если у вас новорожденный малыш – не пеленайте его, пусть свободно двигает ручками и ножками.
Если вашему ребёнку от 6 до 9 месяцев, не спешите учить его ходить, пусть побольше ползает. Стадия ползания отвечает за формирование отделов мозга, которые играют важную роль в процессе обучения.
Ну а если вашему ребёнку уже 2 – 3 года и более, не спешите усаживать его за учёбу, а позволяйте больше бегать, прыгать, лазать, ходить по бордюрам. Отрабатывая движения, ребёнок развивает нервную систему и интеллект. А когда придёт время учиться, школьные предметы ему будут даваться легче, чем детям, которые двигались меньше.
5. Если ребёнок постоянно хочет находиться рядом с родителями, это не значит, что он «маменькин сыночек или дочка»
Профессор психологии Гарвардского университета, Джером Каган, предполагает, что привязанность девятимесячного младенца к матери связана с тем, что он уже сформировал эмоциональную ассоциацию с ней. Например, только что мама была рядом и ему было спокойно, а теперь мама вышла в магазин, ситуация изменилась и эмоции тоже. Это значит, что у ребёнка начинает формироваться долговременная память.
Совет: Сама природа подсказывает, что нужно делать для полноценного развития ребёнка. Поэтому не переживайте, если ваш малыш всегда хочет быть рядом. Всё будет меняться вместе с этапами формирования мозга, по мере взросления.
6. Мозг мальчиков и девочек различается с самого рождения
Ещё в утробе матери специальные гормоны определяют функции, с которыми будет наиболее легче справляться ребёнок женского или мужского пола.
Например, мальчикам легче даются пространственно-визуальные задачи – строить из конструктора, собирать пазлы и т. д. У девочек лучше развивается эмоциональный интеллект. Они раньше начинают говорить, имеют обширный словарный запас и раньше начинают понимать и оценивать свои чувства и эмоции других людей.
Совет: Все дети разные, поэтому воспринимайте эту информацию больше, как ознакомительную. Каждый ребёнок имеет свои особенности развития и это нормально.
7. Не запрещайте ребёнку есть сладкое
До 8 лет детский мозг потребляет очень много энергии. Ребёнку с весом 20 кг в день нужно потреблять не менее 860 ккал. И 50% от этой энергии будет использовано мозгом. Для сравнения – у взрослого человека на мозговую деятельность расходуется всего 20% от всей энергии. Поэтому важно обеспечивать поступление в организм ребёнка достаточного количества глюкозы.
Совет: Не ограничивайте полностью своего ребёнка от употребления сладкого. Конечно, мера важна. Но если ребёнок каждый день просит у вас шоколадку – это требование его мозга. Позвольте в день съедать хотя бы кусочек. А также обязательно прочитайте нашу статью про полезные продукты , которые улучшают работу мозга и память ребёнка. Там важная информация на тему детского рациона.
8. Развитие мозга ребёнка – это больше не формирование новых нейронных связей, а уничтожение ненужных
С рождения мозг ребёнка формирует до 40 тыс. нейронов в секунду. К 5 годам 80% этих связей уничтожается самим мозгом. Этот процесс называется синаптическим прунингом .
Чтобы было понятнее, представьте, что вам нужно попасть в место, где вы ещё не были. Вы спрашиваете у прохожих, как туда пройти. Идёте, но в итоге попадаете не туда. Ещё несколько раз заходите не туда, пока не добираетесь до нужного места. В результате образуется нейронная связь, которая теперь всегда будет приводить вас к нужному месту, а все «неправильные» пути мозг должен забыть.
Например, у людей с аутизмом, лишние нейронные связи вовремя не отсекаются, поэтому у них присутствует ощущение растерянности даже в знакомой обстановке, но, где вещи не на своих местах.
Совет: Будьте внимательны к своему ребёнку, если вам покажется, что что-то не так, сразу обращайтесь к специалистам.
9. Двуязычные дети имеют особенные когнитивные способности
Если с детства ребёнок учится говорить на нескольких языках, это даёт много преимуществ для развития его мозга. Например:
- улучшаются когнитивные навыки – мышление, пространственная ориентация, понимание, обучение, речь, способность рассуждать;
- появляется больше возможностей для общения, обучения и достижений в жизни;
- более высокий IQ;
- в старости реже возникает слабоумие и др.
Больше о преимуществах двуязычия и как правильно воспитывать ребёнка-билингва читайте здесь.
Совет: Если у вас есть возможность дать ребёнку больше одного языка, обязательно её используйте. Кроме курсов по изучению иностранного языка, обязательно читайте с ребёнком книги. Они очень полезны для развития детского мозга и помогают лучше усваивать новый язык.
10. Человеческий мозг «запрограммирован» на развитие
Наш мозг с рождения «запрограммирован» получать нужную информацию и развивать важные навыки без каких-либо усилий со стороны. Мозг ребёнка очень пластичен и способен приспособиться ко всему.
Например, если у малыша нет патологий мозга, и он растёт не в изоляции, а в семье, где есть хотя бы один любящий взрослый – он в любом случае научится со временем и сам есть, и ходить на горшок, и рисовать и т. п.
Совет: Просто окружайте ребёнка заботой и любовью, а также поддерживайте и радуйтесь его успехам. А если захотите научить его читать, то используйте игру, как мы это делаем в онлайн-школе Kidskey.
Психологами давно доказано, что игра – самая лучшая и физиологичная форма обучения для детей. Обучение в формате игры построено таким образом, чтобы ребёнку было интересно и хотелось ещё. В игре дети вовлечены на 100% и не замечают, как учатся весело и легко.
Именно в игре развиваются качества психики, которые будут определять поведение ребёнка на протяжении всей взрослой жизни.
Так что, дорогие родители, побольше играйте со своим ребёнком, а если захотите посмотреть, как проходят наши игровые занятия по чтению – запишитесь на бесплатный пробный урок. Вашему ребёнку точно понравиться!
Оригинал статьи на нашем сайте
Похожие статьи:
5 фраз, которые нельзя говорить ребёнку!