Почти век назад, в 1927 году, в Англии придумали первый в мире навигатор, и он выглядел как механические часы с крошечной картой вместо циферблата – она прокручивалась вручную. Такие микрокарты были нарисованы для основных британских автомагистралей, с нумерацией перекрестков и указанием расстояния между пунктами маршрута. Перед путешествием надо было выбрать нужную карту из набора.
В начале 1930-х в Италии изобрели навигаторы, в которых рулончик с картой крутился уже автоматически – он присоединялся к спидометру. Такие приборы под названием Iter Avto размещались на приборной панели. Конечно, карты тоже надо было менять вручную.
В 1966 году в General Motors создали прообраз современных навигаторов – DAIR. Он определял местоположение автомобиля, его близость к поворотам и препятствиям благодаря магнитам под дорожным покрытием. Важная информация выводилась на специальный экран, данные хранились на перфокартах. Распространения этот прибор не получил.
В 1981 году Honda при участии Alpine и Stanley Electric разработала систему, которая подключалась к коробке передач и сообщала, когда машина трогается и останавливается, а также определяла, куда движется авто, благодаря датчику с газообразным гелием. На него подавалось электричество, и по направлению струи определялось направление транспортного средства. Информацию обрабатывал аналоговый компьютер. Перед поездкой надо было разместить карту из набора в специальном отсеке перед кинескопным монитором. На этом мониторе и отражалось перемещение машины.
В 1983 году американский президент Рональд Рейган разрешил всему миру использовать в гражданских целях систему глобального позиционирования (GPS), разработанную Министерством обороны США. С этого момента начинается современная история автонавигации.
В 1987-м Toyota впервые использовала продвинутый носитель для карт – CD-диск.
В 1988-м General Motors начала устанавливать на премиальные авто систему Head-up Display (HUD) – проекционные дисплеи, которые так активно развиваются сегодня.
В 1990 году был создан первый в мире GPS-навигатор – его разработала Mazda Motor Corporation. Устройство все еще было встроенным в автомобиль.
В 1998 году швейцарская компания Garmin разработала первый портативный автонавигатор с загруженными картами.
А в 2006 году навигаторы появились в России – к нам их привезла BMW. Карты все еще были на CD и только для Москвы и Московской области.
В 2007-м был создан Glospace – гражданский навигатор, который поддерживал GPS и ГЛОНАСС. Японские пользователи навигаторов в это время уже начали обновлять свои карты через домашний Интернет.
Прошло каких-то 14 лет, и автонавигационные системы освоили много других функций, помимо построения маршрутов: теперь они получают данные о трафике, определяют скорость машины, предупреждают о ДТП, помогают избежать пробок, могут работать видеорегистраторами и носителями рекламы. Следующим шагом должно стать повсеместное распространение проекционных дисплеев, которые выводят всю необходимую для водителя информацию на лобовом стекле – это очень важно для концентрации внимания, а значит, и безопасности.
А что будет дальше? Дальше ждем распространения беспилотных автомобилей, в которых навигаторы будут нас только развлекать, информировать или следить за нашим самочувствием. Но тогда, наверное, и называться они будут совсем по-другому.