Найти тему
Усталый Пассажир

Мои самолёты ч.9

предыдущая часть здесь

ИЛ – 86.

   Самый безопасный самолёт в мире. Больше, чем за 30 лет эксплуатации, Ил 86 не убил НИ ОДНОГО!!! пассажира. Однажды, в Дубаях, восемьдесят шестой, из - за раздолбайства экипажа, который просто забыл выпустить шасси, сел на брюхо. Ни один, из 322 – х человек, находившихся на борту, не пострадал!
     Его называли «баклажан», а ещё «пожиратель керосина». Из - за своих шумных и прожорливых двигателей, Ил 86, так же, как и Ту 134, с 2000 – года перестали пускать в Европу, а потом, когда авиационный керосин стал стоить дороже бензина, (в Советском Союзе было наоборот), самолёт стали выводить из эксплуатации.
   В конце 60 – х, «Аэрофлоту», в связи со всё время увеличивающимся пассажиропотоком, потребовался самолёт вместимостью 250 – 300 человек. Нужен был вместительный самолёт, для перевозки отдыхающих к тёплому морю.
   Ильюшинцы подошли к этому заданию очень серьёзно. Количество НИОКРов, (научно-исследовательских опытно - конструкторских работ), было просто колоссальным. Учитывался опыт эксплуатации американских коллег – широкофюзеляжников, просчитывался диаметр фюзеляжа, количество кресел в ряду, компоновка пассажирского салона и, даже – ширина проходов между креслами. Самым важным принципом разработки, стал девиз «багаж с собой», за что Ил 86, называли ещё и «Аэробусом». Очень простая и гениальная идея, реализованная на Як 40, давала возможность избежать этап погрузки – разгрузки багажа. Пассажир сам тащил свой скарб в самолёт, ставил его на полку на нижней палубе, а сам, поднимался на верх – в просторный салон. К сожалению, существовавший и в те времена авиационный терроризм, не позволил реализовать принцип «багаж с собой» на практике, хотя самолёт был к этому готов.
   Три широких выдвижных трапа, увеличивали скорость погрузки – выгрузки пассажиров, что, то - же способствовало снижению времени нахождения самолёта на земле.
   Вообще, салон Ил 86, после тесных Ту 154 и Ил 18, производил просто ошеломляющее впечатление. Широкие кресла и проходы между ними, море пространства над головой, большой экран, на котором иногда показывали мультики – этакий воздушный кинотеатр.
    Летал на Ил 86 в Алма - Ату, Душанбе и в романтическое свадебное путешествие в Крым. Мы расписались в 10 часов утра, а в 10 вечера были уже в Судаке. В этом нам помог Ил 86, за два часа, долетевший из Внуково до Симферополя.
    В Алма - Ату летели в полупустом самолёте. Это был 1990 – й год, страна уже задыхалась в последних судорогах. Время было беспокойное и в Актау, где наш Ил 86, совершал посадку, на борт поднялся настоящий аэромаршал – сотрудник транспортной милиции с пистолетом на боку. Правда, как бы он стал его использовать на высоте 10 километров? Однако присутствие в салоне вооружённого человека вселяло уверенность – враг не пройдёт.
    Совсем забыл! Лет десять назад, летали с женой в Турцию на Ил 86, почившей в бозе, компании «КрасЭйр». Запомнились слова Командира корабля: «Сейчас мы попробуем запустить двигатели и взлететь!». Такой вот чёрный юмор авиаторов. Хорошо хоть, что на эшелоне Командир отрапортовал, что мол, всё хорошо, и полёт проходит на нужной высоте, и все системы корабля работают нормально. Спасибо. Успокоил.
   На регулярные авиалинии Ил 86 вышел в декабре 1980 – го года и летал до 2010 – го. После вывода из эксплуатации, несколько десятков самолётов отправили на консервацию, два числятся в «Президентском» авиаотряде. Как и у всех «старичков», поменять прожорливые двигатели Ил 86 – го, на более экономичные, увы – не удалось, так что пришлось делать новую машину – Ил 96.
    Нравился мне Ил 86. Такой большой и надёжный как добрый кит. Может быть Ил 96 встанет на его место и будет таким же безопасным, как его предшественник, не зря же, на нём летает Президент России?! Посмотрим.

***

следующая часть