Я была много наслышана о Белогорском Свято - Николаевском миссионерском мужском монастыре, расположенном в Пермском крае и прозванным в народе Уральским Афоном, посему была очень рада приглашению коллег из МАОУ АГО " ЦДО" посетить это святое место. Идею экскурсионного дня предложил директор А. А. Шутов, неоднократно бывавший на Белой горе и восхищающийся потрясающими видами, которыми одаривает природа и архитектура сооружений, выполненных в русско-византийском стиле, а также получивший, по его словам, просветление.
Наша поездка началась ранним утром. В лобовое стекло микроавтобуса лилась розовым светом заря, высветляющая тёмно - синее холодное небо и верхушки заснеженных деревьев, которые тоже слегка розовели. Настроенная на соприкосновение с духовным, любуясь видами природы, я вспомнила М. В. Ломоносова, сказавшего: " Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию".
Потрясающий вид Крестовоздвиженского собора ждал нас на горе. Монументальное сооружение белого цвета, окружённое деревьями, отливающими серебром пушистого инея. Белизна снега и белизна собора, сливающиеся в едином величии чистоты. Голубая крыша, увенчанная золотыми куполами и кресты, врывающиеся в туманность зимнего неба.
Белый собор и белая гора завораживали. Оказывается, что здесь большую часть года лежит снег, даже весной он не торопится сходить с горы, отсюда и название - Белая гора.
Со смотровых площадок, расположенных на территории монастыря можно было наблюдать бескрайние хвойные леса, также утонувшие в снегах. Непроходимый таёжный массив рисует в воображении картины былых времён, когда русские, башкиры, монголы, татары, казахи, манси, коми, удмурты, ханты - все устремились в горы на промысел пушнины и освоение земных недр с добычей полезных ископаемых. Здесь же начали создаваться скиты - поселения.
История же появления монастыря такова: в 1891 году в Японии на цесаревича Николая Алексеевича было совершенно покушение. В честь его избавления от смертельной опасности и выздоровления на Белой горе в 1983 году установили огромный десятиметровый крест и деревянный монастырь. Здесь же была открыта школа для мальчиков - сирот. Монахи сами пахали и сеяли, разводили скот и птицу. Помогали окрестному населению продуктами.
В 1896 году сгорел главный храм и постройки. А ещё через четыре года шквальный ветер повалил Царский крест. Восстанавливали его всем миром. Закладка нового Крестовоздвиженского собора состоялась в 1902 году. Строился он почти полтора десятилетия. Летом 1917 года состоялось великое торжество открытия. Новое здание вмещало восемь тысяч верующих.
Во время революции и гражданской войны обитель не раз подвергалась разграблению и осквернению. Царский крест был снесён. Представители руководящего духовенства, монахи были жестоко замучены, утоплены в Каме. Школу для сирот закрыли. В 1923 году монастырь использовали как тюрьму. В 1930 здесь открыли лагерь, где содержались репрессированные и спецпереселенцы. Затем здание приспособили под Дом инвалидов. В 1980 году Белогорье вновь пережило страшный пожар.
В перестроечный период, когда происходила переоценка ценностей, то, что осталось от Белогорского монастыря, вновь отошло в ведомство православной церкви. Монастырь и главная достопримечательность - крест, были отстроены. А ещё на территории монастыря обнаружили природный источник с целебной водой.
Мы посетили источник, многие взяли с собой этой воды. Также мы осмотрели два этажа собора, вмещающие единовременно более пяти тысяч человек. Огромный иконостас в золотом обрамлении, уникальные иконы дореволюционного периода, мощи святых, относящихся к первым векам христианства. Мы узнали, что в соборе по субботам проводятся молебны перед ковчегом, где лежат и мощи святого Пантелеимона - целителя. Мощи были доставлены в монастырь из Святого Афона ещё в 1907 году и сохранены верующими людьми
Я с верой и надеждой приложилась к ковчегу с мощами святых, подала требы, поставила свечи. Покой и умиротворение снизошли на меня.
Каждый из нас приобрёл что - то в монастырской лавке. Для мамы я купила православный календарь с великолепными видами монастыря. Для младшего сына привезла икону Святителя Иннокентия, он носит имя этого святого, и детскую библию в шикарном оформлении.
О Библии превосходно сказал публицист Генрих Гейне: "И что это за Книга Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах вселенной и восходящая до таинственной лазури небес! Воистину это Слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только своё, человеческое искусство".
В обратный путь мне не хотелось говорить, словно я боялась расплескать благодать, которая озарила душу, жаждущую добра и любви. А в лиловом закате, казалось, отражаются купола, зовущие к покаянию.
Татьяна Костырева
2019 г