Казалось бы, жизнь Андерсена похожа на волшебную сказку: сын сапожника в 17 лет становится знаменит как писатель, с ним мечтают поговорить писатели, монархи, меценаты…
Его любят дети всего мира за волшебника Оле-Лукойе, за Элизу из «Диких лебедей», «Соловья», «Русалочку». Мы воспринимаем как личную драму боль гадкого утенка, такого неуклюжего, странного, непохожего на братьев и сестер. Вместе с Гердой в любом возрасте стремимся спасти Кая из чертогов Снежного Королевы.
Почему нам так близки и понятны герои Андерсена? Почему мы не перерастаем его книги?
Известно, что детство Андерсена было тяжелым: деда он помнил как нездорового, оборванного полусумасшедшего старика, чьим именем пугали детей, мать злоупотребляла спиртным.
Мальчик Ганс увлекался шитьем, мастерил куклам платья, он боялся болезней, травм, пожаров. Даже взрослым брал в поездки веревку, чтобы в случае пожара выбраться из окна гостиницы. Как и Гоголь, переживал, что его похоронят заживо, поэтому, если белел, оставлял записку: «Это только кажется, что я умер».
И все-таки в «Сказке моей жизни» он писал свой гимн благодарности судьбе:
«Даже зло в моей жизни вело к благу, горе – к радости. Моя жизнь является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был в силах создать сам. Правда, я родился под счастливой звездой! Сколько лучших, благороднейших людей моего времени ласкали меня и открывали мне свою душу! Моя вера в людей редко была обманута!»
«Здоровый вкус к жизни», добросердечное чувство юмора, готовность помочь ближнему – главные черты сказочника. Хотя суровая реальность жизни Андерсена не на шутку пугала: ему не хватало твердости, настойчивости, решительности.
«Наша иностранная горилла», - называли сказочника датчане, пародируя его неловкие движения, резкие жесты, огромные руки и ноги, смешную походку.
Среди его героев нет великанов и вурдалаков, это, как правило, беззащитные, добрые, искренние люди, способные преодолевать любые трудности. Помните, Финка говорит, что не может сделать Герду сильнее, так как девочка сильна любовью к Каю, «ей служат люди и звери, она босая обошла полсвета».
Как объяснить трагические финалы сказок Андерсена? Почему погибает девочка со спичками? У младшего брата Элизы остается крыло вместо руки? Русалочка не обретает душу, а превращается в морскую пену?
Возможно, личная боль, неустроенность, драмы личной жизни берут верх над автором. Босая голодная девочка со спичкам и мерзнет на улице в новогоднюю ночь, где все вокруг веселятся. Она не может уйти домой, потому что «отец прибьет».
Элиза самоотверженно спасает братьев-лебедей: рвет руками крапиву, мнет ее ногами, из нитей мастерит рубашки, не нарушая обета молчания, даже при угрозе казни сожжением на костре как ведьма.
Казалось бы, счастливые влюбленные оловянный солдатик и прекрасная танцовщица встретились после долгой разлуки и испытаний, но это не хеппи энд, его столкнули в камин, а следом ветер уносит прекрасную плясунью. Почему домашний очаг стал могилой героев?
Архетип смерти часто звучит как финальный аккорд в его произведениях.
Может, так он мстит женщинам, страдая от неразделенной любви? Но ведь Елене Гвиччиоли он посвятил «Соловья», где показывает великую, всепобеждающую силу подлинного искусства. Значит, что-то еще есть в этих мотивах неразгаданного.
Поэтично воспринимая природу, Андерсен часто наделал душой предметы и растения: цветы, например, отправляются на бал, желтая лилия музицирует на рояле, лен мужественно переносит страдания и приносит человеку пользу, маргаритки и ландыши целуются во время танца.
Словом, цветы ведут себя по-человечески: взрослеют и старятся, болеют и умирают. Среди цветов есть сословное неравенство.
В сказке «Улитка и розовый куст» куст рассказывает:
«Я радовался жизни и цвел – я не мог иначе! Солнце так грело, воздух так освежал меня, я пил живую росу и обильный дождь, я дышал, я жил! Силы поднимались в меня из земли, вливались из воздуха, я жил полною жизнью, счастье охватывало меня, и я цвел, - в этом была моя жизнь, мое счастье, я не мог иначе!»
Значит, цветы – символ жизни, они возвращаются на землю, чтобы продолжать жизненный путь по-новому, дарить счастье и надежду, мир и гармонию.
В сказке «Ромашка» героиня живет, не завидуя гордым пионам и щеголям-тюльпанам, она тянется к солнцу и познает божью благодать. Именно к ней с неба спускается жаворонок, поет для нее, целует ее лепестки. «Радостно-застенчиво» героиня воспринимает свое счастье. Злые мальчишки вырезают дерн, а беспомощная ромашка понимает, что ей осталось немного жить, ее бросают на дорогу. Жаворонок тоже погибает.
Символом смерти здесь становится девушка с острым ножом, а пыльная дорога – образ забвения.
В «Подснежнике» смерть – это зима, холод, лед, подземелье, но герой стремится на волю, в солнышку, говорит:
«Я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра».
Знаки жизни – солнечный луч, вода, вера в приход весны, любовь, надежда.
Как трогательна мысль:
«Он хранил верность лету, а солнечные лучи подтверждали, что жить стоит».
Хрупкий подснежник – символ счастливой жизни.
Значит, у Андерсена живет полной жизнью тот, кто борется за счастье, приносит пользу окружающим, кто не прожигает жизнь, а горит явным светом доброты, кто готов к переменам.
Может, мудрец Андерсен намекает, что от наших поступков зависит история жизни, ее мы пишем сами.
А вы перечитывали Андерсена, став взрослым? Вы рассказываете детям про Оле-Лукойе? А может, про других героев Андерсена? Какой вопрос вы бы задали сказочнику?
Жду ваших комментариев на канале «Фильмокнижие»