Многие из вас слышали новости, такие как "Компания Х выходит на IPO", или "Компания Y дополнительно разместила акции в рамках SPO", но не все понимают в чем разница, и может ли это быть сигналом к покупке? Продолжим в этой статье повышать финансовую грамотность, заодно на примерах разбирая конкретную сделку.
Начнем с понятий. Чтобы привлечь дополнительные средства, крупные компании прибегают к размещению ценных бумаг на бирже. Данная операция получила общеупотребимое название "IPO" (Initial Public Offering). Размещение ценных бумаг в публичном поле имеет положительное влияние на фирму, давая следующие преимущества:
1) Повышение репутации, "веса" и узнаваемости бренда в публичном поле (т.н. "brand awareness")
2) Привлечение финансирования как за счет крупных игроков, так и за счет частных инвесторов
3) Снижение рисков, связанных с поглощением компании
4)Повышенная привлекательность для кредиторов
Таким образом, IPO является необходимым этапом для любой компании, если та хочет повысить свои обороты и стать частью фондового рынка. Обычно после первичного размещения рано или поздно у компании может возникнуть потребность в дополнительном размещении ценных бумаг, вследствие чего используется SPO или допэмиссия. Важно не путать эти понятия, поэтому введем определения.
SPO - вторичное размещение акций, принадлежащих создателям компании или фондам. После дополнительного размещения количество акций в свободном обращении увеличится, однако общее количество эмитированных акций остается неизменным.
Допэмиссия - Выпуск новых акций на рынок к уже существующим. Доли акций у владельцев в этом случае уменьшаются, а цены на акции как правило падают.
Как изменяются цены после IPO? Пример успешной сделки.
Если говорить коротко - на перспективные компании цены растут после размещения, на не особо интересные инвесторам - падают, даже после "скачка" на старте. Ситуация аналогична обычному поведению цен, но скорость увеличения цены на недавно размещенную акцию как правило выше. Поэтому имеет смысл следить за анонсами IPO крупных компаний на рынке, чтобы дополнять свой портфель бумагами, потенциальная доходность которой выше среднерыночной.
Одним из самых громких IPO на российском фондовом рынке прошлого года было размещение ценных бумаг компании OZON. Редакцией было принято решение добавить данную компанию в "пандемийный портфель" (подробнее об нём мы рассказывали в одной из прошлых статей) по следующим причинам:
- Сфера онлайн-ретейла увеличила в 2020 году свою популярность из-за эпидемиологической обстановки, что привело к резкому приросту клиентской базы у OZON как у лидера в этой отрасли.
- Силами компании, подкупами СМИ или благодаря внезапному "хайпу" вокруг именно этого IPO стало очень много слухов, разговоров и публикаций. Этот фактор дал возможность сделать предположение о том, что после размещения цена моментально "взлетит", и при первых сигналах о "перекупленности" можно будет просто закрыть позицию.
- Политика экспансионизма как минимум в крупнейших городах России. Многие из нас в прошлом году наверняка заметили хотя бы один новый пункт выдачи OZON неподалеку от дома. В совокупности с первым пунктом это было одним из ключевых сигналов при покупке.
Поэтому сразу после IPO было куплено определенное количество бумаг этой компании, и на данный момент эта позиция показывает 45% доходности менее чем за полгода. Кроме того, в данный момент акции компании все еще выглядят довольно привлекательно.
Вот так успешно иногда получается "заскочить" в только что тронувшийся вагон. Изучайте компании, которые собираются выйти на биржу, не рискуйте тем, что боитесь потерять и повышайте собственную финансовую грамотность! Подписывайтесь на наш канал, Вас ждут и другие примеры удачной торговли, научно-популярные заметки и обзор новостей, которые влияют на фондовые рынки.