Найти тему
Talantix

Год на удаленке: как компании научились «болтать у кулера» не выходя из дома

Оглавление

В марте 2020 года слова «самоизоляция» и «удаленка» стали частью нашей жизни, в крупных городах ввели пропускной режим. Бизнесу пришлось перестроиться: встречи с клиентами, собеседования и летучки переехали в онлайн так быстро, что не все успели забрать из офисов ноутбуки и любимые чашки. Годовщина удаленки — повод поразмыслить над ситуацией, в которой мы все оказались. Сделали это вместе с коллегами из разных компаний.

Первые дни

В начале локдауна руководители компаний принимали решения вслепую — никто не знал, сколько времени продлится удаленка.

Виктория Рындина, сооснователь студии дизайна информации VisualMethod, вспоминает — в первые дни всем казалось, что это ненадолго:

«В первую неделю самое сложное было перевести встречи с клиентами в Zoom. Многие не понимали, как можно работать в онлайне, считали, что это временно и нужно подождать личной встречи».

А вот компания QIWI пережила переход на удаленку относительно безболезненно. Об этом рассказывает Мария Шевченко, заместитель генерального директора группы QIWI:

«В техническом плане переход прошел легко. Благодаря частичному формату home office еще до пандемии мы наладили удаленный доступ к сетям компании и мобильность рабочих мест. Поэтому мы обеспечили необходимый уровень безопасности и сохранности данных, не останавливая рабочие процессы. Даже контрагенты не заметили сильной разницы — большинство мы уже давно перевели на электронный документооборот».

Гузель Мерцалова, менеджер проектов ICLServices, говорит, что переход на удаленку был проще у компаний, которые начали его заранее:

«Мы держали нос по ветру и ситуацию с коронавирусом отслеживали с самых первых новостей, продумывая план действий на случай стремительного распространения вируса. В марте решили перевести своих сотрудников на удаленную работу поэтапно. Поэтому когда объявили о локдауне на уровне страны, в компании всем было спокойно».

С удаленным режимом работы найм новых сотрудников стал слабым местом в вашей компании? Запишитесь на тест-драйв системы автоматизации для рекрутеров, мы расскажем, как поднять качество и ускорить найм на 30% даже на удалёнке.

История «Достависты»: вначале карантин не приняли всерьёз...

Анастасия Толкунова, менеджер по внутренним коммуникациям компании «Достависта», делится историей перехода на удаленку:

«Наш офис официально перешел на удаленку 13 марта — на пару недель раньше всей России. Удаленная работа не стала для нас чем-то удивительным и новым. Мы умеем работать из любой точки мира, где есть розетка и хороший интернет.

Вначале не приняли введение карантина всерьез. Офис был открыт, и туда можно было приехать, чтобы поработать в тишине и спокойствии. Мы надеялись быстро вернуться обратно, но, когда правила ужесточились, 170 человек оказались закрыты по домам — без комфортных и любимых рабочих мест, с оставленными в офисе личными вещами и неизвестностью, что будет дальше.

Чтобы поддержать ребят, мы оформили пропуска для передвижения по городу, сдали тесты на ковид, вооружились масками, перчатками и санитайзерами и приступили к работе. Курьеры нашего же сервиса быстро доставили сотрудникам из офиса кресла, столы, технику, лампы, даже пледы и любимые цветы в горшках. А те, кто из регионов, получили свои посылки в течение 10 дней

В первое время было сложно наладить режим. Мы столкнулись с тем, что задачи и рабочие вопросы поступают в любое время — даже поздним вечером или ночью. Это выливалось в переработки, стресс и тревогу у сотрудников, поэтому мы официально закрепили часы, когда все остаются на связи. Вне этого времени сотрудник не отвечает на сообщения, соблюдая так work-life balance.

Нам не хватало живого общения, улыбок, обмена новостями у кулера или кофемашины. Так в компании появился проект Random Coffee: алгоритм сводит двух сотрудников разных отделов — в течение недели им предлагают встречу онлайн или, если есть возможность, вживую. Пообщаться можно на любую тему — рабочую или нет. Многие постят фото “кофейных встреч” в наш корпоративный неформальный чат».

-2

Главные сложности

Несмотря на боевой настрой менеджеров и дружность команд, компании столкнулись со сложностями. О своем опыте рассказывает Мария Шевченко, QIWI:

«Мы частично практиковали удаленку до пандемии, что очень пригодилось, но отправить одновременно три тысячи человек на дистанционную работу оказалось серьезным вызовом.
Нужно было учиться жить и работать в новых условиях, а руководителям заряжать остальных позитивным примером. Мы не внедряли новые KPI или системы для контроля и мониторинга. При этом понимали, что резкая смена обстановки отразится на настроении людей.
Мы сохранили все наши привычные активности и перенесли их в онлайн-формат. Устраивали прямые линии с топ-менеджерами, бизнес-завтраки с внутренними экспертами и лекции с известными специалистами из широкого пула отраслей, пили по утрам кофе и запускали фитнес-челленджи в ZOOM. Так что удалёнка оказалась увлекательным квестом — порой трудным, но интересным».

Василий Пигин, генеральный директор TTISI Россия, рассказывает о трудностях, которые удалось преодолеть:

«Самым сложным было понять, как организовать и автоматизировать работу с клиентами от и до. Мы решили этот вопрос, купив доступ к продвинутой онлайн-системе в нашей индустрии. И сделали ставку на онлайн-обслуживание клиентов вместо работы вживую. Сначала это было странно и даже болезненно, но мы адаптировались. И наши клиенты тоже».

Хотя первые трудности удалось преодолеть, далеко не всем комфортно на удаленке. Светлана Белова, генеральный директор «Системы управления идентификацией», считает, что в дистанционном формате больше минусов, чем плюсов:

«Рабочий день стал ненормированным, дома много отвлекающих факторов, особенно если у вас маленькие дети. Переход в Zoom не стал полноценной заменой личных встреч, а от бесконечных видеосовещаний к концу рабочего дня сильно устаешь. Увеличился срок принятия решений с контрагентами: если в личных встречах можно настоять на своем, то на удаленке есть соблазн назначить еще один Zoom и там, может быть, всё решить».

Локдаун как новые возможности

Елена Лондарь, эксперт hh.ru, консультант «Премии HR-бренд» и «Рейтинга работодателей России», считает, что для многих удаленка стала поводом остановиться, выдохнуть и подумать о том, куда они идут:

«Кто-то устал или пережил профессиональное выгорание, кто-то потерял работу или понял, что не может справиться с новым форматом. Это привело к тому, что люди стали задаваться вопросами: а чем я вообще хочу заниматься? Где мои слабые места? Почему мне так трудно в таких-то и таких-то обстоятельствах? Как я могу это изменить? За такими вопросами часто следуют важные изменения в жизни — причем не только в профессиональной, но и личной».

Виктория Рындина, VisualMethod:

«Раньше нам приходилось ездить в офис к крупным клиентам. В Москве это потеря 3−4 продуктивных часов. Удаленка высвободила ценное время. Искать сотрудников тоже стало проще — появилось больше людей со статусом самозанятых, специалисты в целом охотнее рассматривают удаленную работу, что для нас удобно».

Марина Львова рассказывает о том, как удаленный, а позже — гибридный формат работы помогает сотрудникам и компании экономить ресурсы:

«Самое главное: время, которое обычно тратится на дорогу из офиса и обратно, теперь можно отдать работе или досугу. Снижается уровень стресса, получаемого в пробках или общественном транспорте, выравнивается work-life-баланс. Еще есть экономия на офисной одежде и питании в кафе или столовых. Для работодателя тоже выгода — снижение амортизационных и коммунальных расходов. И экологический след сокращается, что очень радует».

Светлана Белова, «Системы управления идентификацией»:

«Все удаленные сервисы, в том числе и наш, стали более востребованными на рынке. Клиентская база увеличилась на 20−30%. Еще одна позитивная тенденция: мы с 80% контрагентов перешли на электронный документооборот. Меньше усилий и денег тратится на распечатку, пересылку документов».

Василий Пигин, TTISI Россия, это подтверждает:

«Мы несколько лет не могли уговорить клиентов перейти на электронный документооборот, зато с локдауном это произошло за считанные недели».

Что дальше?

По данным совместного исследования hh.ru и WeWork, 59% сотрудников, работающих удаленно, не хотели бы возвращаться к работе в офисе.

-3

Большинство опрошенных (73%) хотели бы работать удаленно 2−3 в неделю, а оставшееся время проводить в офисе.

-4

Больше всего на удаленке страдают от отсутствия общения и совместной работы с коллегами и от того, что нет разделения рабочего и личного времени (ответы распределились поровну — 42% за каждый пункт). Также дома не хватает спонтанных встреч и общения, а также удобного, технически оборудованного рабочего места (29% и 27% соответственно).

-5

Сейчас можно вернуться в офис, но некоторые компании хотят сохранить гибридный формат работы. Такие планы есть у «Достависты»: «Многие разъехались по своим родным городам, и мы вряд ли заставим людей вернуться обратно и работать в офисе. Конечно, время от времени команды собираются вместе и работают на протяжении недели. Мы рассчитываем, что в новом офисе будет работать около половины сотрудников».

Марина Львова, директор по организационному развитию hh.ru:

«HeadHunter c марта 2020 работает дистанционно — массового возврата в офис мы не объявляли даже летом, когда была небольшая передышка. Около 95% наших сотрудников дальше трудятся на удаленке, и новость о ее продлении как минимум до лета 2021 года была воспринята спокойно. Дальше мы перейдем на комбинированный режим работы офис/удаленно по желанию сотрудников. Пусть решают сами, где им в конкретный день эффективнее работать — в офисе или из дома. За это время все успели “прокачать” навыки самоорганизации и самоконтроля».

Компания QIWI рассматривает похожий формат:

«Сейчас в офисе могут работать не более 30 человек, чьи функции невозможно выполнять извне — комплаенс, безопасность. Мы поняли, что не всем командам обязательно быть в офисе 5/2. Но человеку все равно нужен человек, есть потребность в живом общении и личных встречах. Поэтому мы видим смысл в миксе онлайна и офлайна».

Василий Пигин из TTISI считает, что в некоторых сферах актуальность офиса преувеличена:

«Я уверен, что вместо инвестиций в офис и контроль за работой сотрудников нужно воспитывать у сотрудников самостоятельность и навыки удаленного общения. Ну и  автоматизировать все, что только возможно».
Автоматизация — отличное решение для оптимизации рекрутинга во время пандемии: с Talantix вы получаете единое прозрачное пространство для работы с доступом 24/7 для всех участников подбора и можете контролировать загрузку рекрутеров на удаленке
Автоматизация — отличное решение для оптимизации рекрутинга во время пандемии: с Talantix вы получаете единое прозрачное пространство для работы с доступом 24/7 для всех участников подбора и можете контролировать загрузку рекрутеров на удаленке

Каждая компания и каждый сотрудник извлекли из локдауна свои уроки. Компания QIWI считает, что главный в том, что можно справиться с любыми вызовами:

«Есть универсальная формула: если не можешь изменить ситуацию, поменяй свое отношение к ней. Мы не могли изменить внешние условия, но могли принять их и использовать для роста. Только от нас зависело поддержание боевого духа. Поэтому в такие периоды особенно важно остановиться и подумать, заряжает ли работа, сколько энергии в запасе. В этом нам помогали наши стандартные инструменты: внутренние опросы и ежегодный замер “пульса” сотрудников».

Марина Львова считает, что бизнесу стоит отталкиваться от желаний, потребностей и возможностей сотрудников:

«В конце 2020 года мы опросили сотрудников на тему сохранения удаленки в будущем. В целом, всем комфортно работать, у многих выросла продуктивность. Большая часть команд полностью перешла на онлайн-формат, и дела у них идут отлично».