Рассказываем о 14 женщинах, которые внесли неоценимый вклад в индустрию фотографии.
Анна Эткинс
Британский ботаник Анна Эткинс (1799–1871) стала одной из самых первых фотографов-женщин. Она снимала растения, используя фототехнику цианотипии, и в 1841 году даже выпустила собственную книгу "Британские водоросли: цианотипные оттиски" — это был большой шаг не только для мира ботаники, но и всей индустрии фотографии.
Джулия Маргарет Камерон
Джулия Маргарет Камерон (1815–1879) — известный фотограф викторианской эпохи, открывшая свой талант совершенно случайно. В 1860 году Джулия, уехав из Лондона, поселилась на острове Уайт, и однообразная островная жизнь привела ее к депрессии: чтобы вывести Камерон из этого состояния, дочь подарила ей фотоаппарат. Так фотограф нашла свое призвание, хоть и ненадолго — ее карьера продлилась всего 11 лет. За это время она успела сделать портреты выдающихся деятелей своего времени, среди которых были Эллен Терри, Альфред Теннисон, Чарльз Дарвин, Энтони Троллоп и многие другие.
Клод Каон
Фотохудожница Клод Каон (1894–1954) создавала необычные автопортреты, часто используя зеркала, чтобы добиться сюрреалистичного эффекта. В 1930-х годах Каон пригласили стать членом Ассоциации революционных писателей и художников — так она стала первой женщиной-фотографом, которая вошла в группу сюрреалистов.
Фрэнсис Джонстон
Фрэнсис Джонстон (1864–1952) носила неофициальное прозвище "придворный фотограф" потому что, что снимала гостей и жителей Белого Дома. С камерой ее познакомил Джордж Истман (один из основателей Kodak), и с тех пор Фрэнсис и фотоаппарат стали неразлучны. И хотя в начале карьеры она снимала в основном светское общество, в 1920-х годах фотограф увлеклась архитектурной съемкой: Джонстон фотографировала исторические постройки Вирджинии, Мэриленда и других штатов США, а в 1945 году даже стала членом Американского института архитекторов.
Ева Арнольд
Вы наверняка не раз видели эти снимки Мерлин Монро? Их автор — фотожурналист Ева Арнольд (1912–2012) совершила настоящую революцию для женщин в индустрии: она стала первой женщиной-членом агентства Magnum Photos. Работы Евы стали символом "новостной фотографии 1960-90-х годов: она снимала для The Sunday Times, Harper’s Bazaar, Life и Look.
Инге Морат
Вслед за Евой Арнольд второй женщиной, приглашенной в агентство Magnum Photos, стала Инге Морат — американский фотограф родом из Австрии. В конце Второй мировой войны Инге заставили трудиться на заводе в Темпельхофе в ряду с украинскими военнопленными, но ей удалось сбежать в Австрию — там она начала работать фотографом и переводчиком (до войны она изучала языки в Берлинском университете). Снимки Евы отличались, как это называли критики, "игривым сюрреализмом" — ей удавалось запечатлеть не просто событие, а настроение людей в моменте.
Маргарет Бурк-Уайт
Первой женщиной-фотожурналистом для Life стала Маргарет Бурк-Уайт (1904–1971). Ее заметили не только из-за уникального стиля, но благодаря бесстрашному характеру: Маргарет ездила снимать борьбу за независимость в Индию, спускалась на 1,5 тысячи метров вниз по шахте в Южной Африке и работала на фронтовой линии. Через объектив Маргарет удавалось передать личность героев, рассказать часть их истории, и все это — всего лишь посредством одного снимка.
Нина Свиридова
Нина Свиридова представляла фотографов новой эпохи: вместе с мужем Дмитрием Воздвиженским они делали оптимистичные жизнерадостные портреты. "Счастье, как оно есть" — так можно описать одним предложением работы пары. За снимок "Двое на острове" в 1970 супруги получили серебряную медаль в Берлине и бронзовую в Гонконге в 1972 году, а в 1971 их наградили золотом на немецкой выставке за работу "Здравствуй, любовь".
Диана Арбус
Американский фотограф Диана Арбус (1923–1971) прославилась своими противоречивыми и революционными фотографиями. В своих работах она затрагивала неустойчивость и сложность маргинального мира, снимая аутсайдеров общества или, наоборот, самых простых людей, подчеркивая их неординарные черты. "Сочетание красоты и уродства", "вызов условностям" — так описывают фотографии Дианы. У многих зрителей снимки вызывают ощущение психологического напряжения: кто-то сострадает героям, кто-то восхищается фотографом и смелостью людей, а кого-то фотографии заставляют чувствовать себя некомфортно и тревожно. Бесспорно, Арбус изменила мир фотографии навсегда, открыла целое новое направление. После ее смерти в 1971 году, фонд Aperture выпустил большую монографию с работами Дианы (несмотря на то, что почти все издательства отказались это делать) — книга стала одним из важных и продаваемых и произведений на тему фотографии.
Доротея Ланг
"Революционер социальной фотографии" — так называют фотографа Доротею Ланг (1895-1965). В отличие от многих в этом списке, Доторея сразу распознала свой талант, и работала фотографом с 20 лет. Но по-настоящему ее путь в фотографии начался во время Великой депресии – тогда Ланг решила документировать жизнь простых людей, страдающих от бедности. Ее снимки были полны жестокой реальности, без прикрас и постановки, и находили отклик в сердцах людей. На самом известном снимке из этой серии — "Мать-мигрантка", 1936 года — изображена мать семерых детей Флорен Томпсон. Это фото облетело все газеты и вызвало очень бурную реакцию, а, когда героиня снимка заболела в 1938 году, для сбора средств на ее лечение даже создали специальный социальный фонд.
Лени Рифеншталь
У Лени Рифеншталь (1902–2003) удивительная биография: закончив Берлинскую школу искусств, начинающая танцовщица попала под крыло бывшей петербургской балерины Евгении Эдуардовой. Выступления Лени были настолько выдающимися, что ее быстро заметили лучшие театры Цюриха, Мюнхена, Берлина, а балерине стали поступать приглашения на съемки в кино ("Священная гора", "Шторм над Монбланом"). В 1932 году Лени впервые выступила в роли режиссера, сняв картину "Голубой свет" и исполнив там главную роль. Тогда она обратила на себя внимание Гитлера, а спустя какое-то время была приглашена на встречу с ним. Позднее ее работа над фильмом о нюрнбергском съезде по заказу Гитлера стала открытием в мире документального кино — Лени первая предложила использовать панорамную съемку и постановочные кадры в таком жанре.
Позже Рифеншталь работала и над другими картинами для правительства, но, осознав жестокость нацистов, отказалась от съемки подобных фильмов — за это ее лишили всей поддержки и отправили в психиатрическую клинику. Разумеется, после этого Рифеншталь не выделяли финансирования на съемки новых картин, и она уехала в Африку. Это событие стало поворотным в карьере Лени: ее фотографии африканских племен опубликовали в самых влиятельных журналах, и она вновь привлекла внимание общества. Но кульминацией творчества Рифеншталь как фотографа стали подводные съемки: в 71 год Лени впервые погрузилась в Индийский океан, где запечатлела невероятные подводные пейзажи. По результатам двух тысяч погружений она выпустила фотоальбом "Чудо под водой" и документальный фильм "Коралловый рай".
Ильза Бинг
Ильза Бинг (1899-1998) — представительница современной авангардной фотографии. Работая с узкоформатными камерами Leica, Ильза создавала сложные, многослойные и сюрреалистичные снимки, которые вызывали самую разную реакцию — от восторга до тревожности. Бинг не боялась экспериментировать с кадром и перспективой, часто использовала яркий естественный свет. Начав с архитектурной съемки (у нее даже заказывал фотографии Frankfurter Illustriete), Ильза познакомилась с Элем Лисицким, Ханной Хех и другими представителями авангардного течения, которые неоспоримо повлияли на ее стиль. В 1930 году фотограф переехала в Париж и стала работать с лайфстайл-фотографией и участвовать престижных выставках. Так ее заметили модные журналы — работы Бинг публиковали в Vogue и Harper's Bazaar. К сожалению, все изменилось с приходом войны, когда фотографу с мужем пришлось бежать в Америку. В Нью-Йорке она продолжила снимать, но уже без былого энтузиазма, а вскоре и вовсе решила расстаться с камерой.
Синди Шерман
Синди Шерман (1954), без сомнения, одна из самых важных фигур современной фотографии — ее работы продают на аукционах по несколько сотен тысяч долларов, а ArtReview назвал Синди седьмой самой влиятельной персоной арт-мира в рейтинге 2011 года. Шерман создает уникальные фотопортреты, где она играет главную роль — от девушки легкого поведения, до жертвы убийцы и клоуна. Каждый раз фотографа не узнать — она полностью преображается и сливается со своими героем. Сама Синди говорила, что ее работах нет скрытого смысла — зритель сам волен придумать предысторию или разглядеть важную для себя идею.
Энни Лейбовиц
Все, кто хоть как-то увлекается фотографией или модой знает имя Энни Лейбовиц (1949) — ее портретные фотографии знаменитостей известны на весь мир. Именно ей принадлежат легендарные снимки Джона Леннона и Йоко Оно, королевы Елизаветы II без короны, Мерил Стрип, растягивающей свою кожу на лице словно маску, и обнаженной беременной Деми Мур. Талант Энни было невозможно было не разглядеть даже в начале ее карьеры: уже в двадцать ее пригласил для сотрудничества главный редактор журнала Rolling Stone Джен Уэннер. Но немногие знают, что помимо красивой, "гламурной" фотографии Лейбовиц занимается и общественно-политическими проектами: например, в ее портфолио есть хроники балканской войны.
Фото: GettyImages