Многие начинающие авторы наверняка сталкивались с гуляющим в интернете мнением, что крупные издательства работают только с некими избранными авторами.
Как говорится, попасть на книжную полку можно только через постель и знакомства ( эх, если бы ещё и платили столько, чтоб было не жалко оказаться в чьей-нибудь постели )
Как и в любом частном бизнесе, издатели стараются заработать. А в книжном бизнесе, если разобраться, нужно вкладывать много денег без каких-либо гарантий окупаемости.
Представьте, вы нашли автора и решили его издать. Процесс выглядит так: платите редактору, корректору, художнику, платите самому автору (аванс или роялти), платите типографии. И это, не считая дополнительных расходов на менеджеров, логистов, водителей, маркетологов, SMMщиков и других. Книжные магазины не хотят покупать у вас книги, а хотят взять их на реализацию (т.е. платить по факту продажи). Деньги разлетаются, словно осенние листья, ещё до того, как книга вообще доехала до прилавков.
А она – бац! – и не продалась. Выкладка не помогла, запущенная таргетная реклама не сработала, бук-блогеры проигнорировали. Затратив, скажем, миллион рублей, вы получили доход в сто тысяч.
Логично, что нормальный издатель не хочет рисковать, а вернее старается свести все риски к минимуму. Отсюда и появляются у него избранные авторы. Кто же они?
✓ Те кто давно зарекомендовал себя стабильными продажами
В современном мире не составляет труда провести некоторую бизнес-аналитику, чтобы понять арку продаж того или иного автора. Сколько денег на него потратили, сколько он принес, сколько планируется принести еще. Если автор стабильно выдает книгу или две в год, она стабильно продается стабильным тиражом – то это хороший автор. Он не несет рисков. Такой автор – ценность в портфеле любого издателя.
Причём, неважно какими именно тиражами продается автор. Достаточно понимать, что с его помощью издательство получает прибыль.
✓ Суперзвезды
Популярные и продаваемые авторы, имена которых постоянно мелькают в информационном поле. Есть безусловные мастодонты, локомотивы, вроде Сергея Лукьяненко, Бориса Акунина, Дмитрия Глуховского. Глупо отрицать, что издательства уделяют им особое внимание. Как говорится, кто девушку танцует… В любом бизнесе есть флагманские продукты. Они обеспечивают львиную долю прибыли и помогают компаниям развиваться.
Интересно, что в последние годы в крупных издательствах даже сформировались целые отделы, которые занимаются изданием и продвижением именно суперзвёзд.
А еще набирает обороты стандартная на Западе практика: ковать суперзвезд из интересных авторов. Например, давно известно, что книги, вышедшие из «Редакции Елены Шубиной», почти стопроцентно будут номинированы на множество крупных премий, получат сотни отзывов в профильных изданиях, и будут проданы хорошими тиражами. Это не значит, что «Редакция Елены Шубиной» занимается исключительно литературной элитой, а простому смертному туда не пробиться. Но для попадания в портфель «Редакции…» не достаточно быть автором среднем руки, штампующим LitRPG по десятку романов в год. Потому что редакция прилагает множество усилий, чтобы выковать суперзвезду.
✓ В современном издательском бизнесе появился еще один тип авторов, которые нравятся издателям. Это авторы, пришедшие со своей аудиторией.
В доинтернетный период правила игры были простыми: издательство рулило успешностью автора. Очень редко, когда автор становился популярным до того, как его книга выходила на бумаге. Существовали определенные фильтры. Читатели ориентировались на литературные журналы, газетные публикации, на мнения критиков и редакторов. Автор «выстреливал» - значит, становился той самой суперзвездой, о которой я писал выше.
А сейчас времена изменились. Автор может выложить текст на любом самиздатовском сайте и привлечь к себе внимание читателей. Автор может продавать свою книгу в интернете, общаться, вести стримы, блоги, подкасты. Он наращивает аудиторию задолго до того, как вообще издаст книгу на бумаге.
Авторы с платежеспособной аудиторией – это новая ценность издательства.
По сути, привлекая такого автора, издатель убирает часть рисков: тираж почти наверняка будет продан; рекламу автор обеспечивает сам; книжные магазины знают об этом авторе и будут охотно его закупать. Тут главное не перестараться со спросом/предложением.
Тот же Дмитрий Глуховской или Чеширко наглядно показали, как сплоченная интернет-аудитория может привести к хорошим доходам для издательского бизнеса.
Стоит заметить, что подобные интернет-авторы создали новую прослойку писателей. Появились те, кто активно выкладывают тексты в интернете и неплохо на этом зарабатывают. Зачем им издательства и бумажные книги? Разве что для удовлетворения собственного тщеславия. В последние годы таких авторов становится всё больше, и на издателей они почти не обращают внимания.
***
Итак, при ближайшем рассмотрении миф оказывается не таким уж страшным.
Издатели ищут авторов, с которыми можно заработать. Это логично, поскольку на одном только творчестве далеко не уедешь. Посмотрите, вписываетесь ли вы в их категории?
Нужны стабильные и интересные писатели, которые не будут «филонить», пропадать на пару лет из-за отсутствия вдохновения или экспериментировать с жанрами. Трудовые пчёлки.
Нужны суперзвезды, рвущие книжный рынок и создающие информационные поводы.
Наконец, нужны состоявшиеся интернет-авторы с собственной аудиторией.
Конечно, это не закон. Издательства постоянно экспериментируют, смешивают, ищут новые имена. Они как алхимики, пытающиеся создать философский камень. Иногда получается, иногда – нет. Отличный стабильный автор с собственной аудиторией может запросто провалиться по продажам, а новичок, о котором ничего не было известно – вырвется в лидеры и получит крупную литературную премию.
А нам, авторам, остается только упорно писать.
В следующий раз поговорим о самотёке. Больная тема для многих молодых авторов.
____________________________________________
Понравилось? Поставь палец вверх и подпишись :)
Еще из интересного:
Думай много - пиши быстро. Практика работы с текстом
Надо ли платить за издание собственного текста?