Зрительно-моторная координация - это согласованные движения, которые осуществляются под контролем зрения. Иными словами – согласованные действия рук и глаз. Она формируется постепенно, в разных видах деятельности. В этом процессе участвуют зрительное восприятие, тонкая моторика рук, зрительная ориентация в пространстве. Поэтому для успешной зрительно-моторной координации важно, чтобы каждая из этих функций была развита.
Зрительно-моторная координация необходима для выполнения многих видов деятельности в повседневной жизни ребенка: самообслуживание и бытовые навыки, игра, творчество. И, конечно же, она важна в учебной деятельности, в том числе, для формирования навыков письма. Поэтому зрительно-моторной координации уделяется особое внимание при подготовке ребенка к школе.
Игры и упражнения для развития зрительно-моторной координации
Развитию зрительно-моторной координации способствуют все виды ручной деятельности: рисование, лепка, аппликация, в том числе, с использованием природных материалов, вырезание фигур из бумаги, конструирование, плетение, работа с бисером, трафаретами, а также пальчиковые игры.
Для этой цели подойдут пособия, предполагающие практическую деятельность с предметами: матрешки, пирамидки, сортеры, рамки-вкладыши, наборы «болты и гайки», шнуровки, мозаики и многие другие.
В старшем дошкольном возрасте для развития зрительно-моторной координации используют следующие упражнения и задания:
- Рисование по точкам
- Рисование по клеточкам
- Графические диктанты
- Срисовывание, копирование по образцу
- Дорисовывание половинки рисунка
- Выкладывание фигур из палочек по образцу
- Собрать картинку или узор по образцу (из частей или геометрических фигур)
- Лабиринты
- Штриховки и другие.
Кроме того, не следует забывать о подвижных играх с мячом и другими предметами. Кольцеброс, различные игры, предусматривающие попадание в цель, бадминтон, теннис детский боулинг, крикет, ручные игры-балансиры развивают не только зрительно-моторную координацию, но и внимание, саморегуляцию, навыки взаимодействия, и приносят положительные эмоции.
Пособия для развития зрительно-моторной координации и другие пособия доступны в Библиотеке возможностей (Подробнее о Библиотеке возможностей)
Статью подготовила Кобялковская Е.А., педагог-психолог МБУ «ЦППМСП» г. Перми
Статьи выпущены в рамках Проекта «Особый случай», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, договор № 20-3-008994