Найти тему
Daniel the Rocket Master

Дельта V: какой корабль куда может долететь?

«Союз» на сегодняшний день единственный в мире корабль, летавший между двумя космическими станциями.
«Союз» на сегодняшний день единственный в мире корабль, летавший между двумя космическими станциями.

Дельта V, она же характеристическая скорость орбитального манёвра - это величина, на которую нужно изменить скорость космического корабля (разогнаться, затормозить или уйти вбок), чтобы совершить тот или иной орбитальный манёвр. Бюджет дельты V - это сумма всех характеристических скоростей, необходимых для одной космической миссии. И эта же дельта V - характеристика корабля, показывающая, какие орбиты и манёвры ему доступны, куда он сможет (а куда не сможет) долететь.

Схемка дельты для путешествий к Луне и Марсу, а также между земными орбитами (в км/с)
Схемка дельты для путешествий к Луне и Марсу, а также между земными орбитами (в км/с)

Нельзя забывать, что как минимум нужна скорость для тормозного импульса, чтобы вернуться на Землю. Шаттлам для этого необходимо от 60 до 170 м/с (в зависимости от высоты орбиты), у других низкоорбитальных кораблей (включая «Союз») - в тех же пределах.

Очень затратный манёвр - изменение плоскости орбиты. На каждый градус плоскости нужно около 150 м/с. Поэтому когда видим в прессе о каком-нибудь «орбитальном перехватчике» (так часто пишут про американский Х-37В) - если у него нет лишних пары тысяч м/с дельты - никого он не перехватит.

Зачем нужна дельта V?

Когда сравнивают космические корабли, указывают число космонавтов, массу груза и стоимость полёта. Дельту упоминают редко. Почему? Потому что до недавнего времени требуемая дельта для всех пилотируемых и грузовых кораблей была одинаковой - полёт к МКС и возвращение на Землю. Сейчас разрабатываются корабли (включая российский «Орёл») для полётов к Луне. Им нужна дельта для торможения и выхода на орбиту Луны, а также для возвращения с неё на Землю.

Есть ещё одно применение дельты V - полёт между несколькими орбитальными станциями. Сейчас на орбите летает только МКС. В истории был всего один случай (советский «Союз Т-15») перелёта между космическими станциями. Космонавты Кизим и Соловьёв на «Союзе Т-15» сначала пристыковались к станции «Мир», потом перелетели на станцию «Салют-7», а затем вернулись на «Мир».

Уже в конце этого месяца (апрель 2020) китайцы запускают свою первую многомодульную станцию «Тяньхэ». От того, на какой орбите она припаркуется, будет зависеть, возможен ли перелёт между ней и МКС.

Сравнение дельты V различных кораблей

«Джемини» достиг рекордного апогея - 1300 км. Для рекордных высот полёта тоже нужна дельта.
«Джемини» достиг рекордного апогея - 1300 км. Для рекордных высот полёта тоже нужна дельта.

На «Востоках», «Восходах» и «Меркуриях» орбитальное маневрирование не предусматривалось, у них была дельта только для торможения и спуска на Землю (155 м/с на «Востоке» и 211 м/с на «Восходе»). Американский «Джемини» обладал дельтой 323 м/с. «Спейс Шаттл» - 305 м/с с максимальным грузом.

Для полётов на Луну требуется большая дельта. «Аполлон» обладал дельтой 2 804 м/с (по нему видно - маленькая кабина и огромные баки с топливом), лунный посадочный модуль - 4 690 м/с. Разрабатываемый сегодня «Орион» - 1 338 м/с.

«Союз ТМА» обладает дельтой 390 м/с, китайский «Шэньчжоу» - 380 м/с. Новый китайский корабль и наш «Орёл» - порядка 1 300 м/с (китайский уже доказал это в первом испытательном полёте).