Дельта V, она же характеристическая скорость орбитального манёвра - это величина, на которую нужно изменить скорость космического корабля (разогнаться, затормозить или уйти вбок), чтобы совершить тот или иной орбитальный манёвр. Бюджет дельты V - это сумма всех характеристических скоростей, необходимых для одной космической миссии. И эта же дельта V - характеристика корабля, показывающая, какие орбиты и манёвры ему доступны, куда он сможет (а куда не сможет) долететь.
Нельзя забывать, что как минимум нужна скорость для тормозного импульса, чтобы вернуться на Землю. Шаттлам для этого необходимо от 60 до 170 м/с (в зависимости от высоты орбиты), у других низкоорбитальных кораблей (включая «Союз») - в тех же пределах.
Очень затратный манёвр - изменение плоскости орбиты. На каждый градус плоскости нужно около 150 м/с. Поэтому когда видим в прессе о каком-нибудь «орбитальном перехватчике» (так часто пишут про американский Х-37В) - если у него нет лишних пары тысяч м/с дельты - никого он не перехватит.
Зачем нужна дельта V?
Когда сравнивают космические корабли, указывают число космонавтов, массу груза и стоимость полёта. Дельту упоминают редко. Почему? Потому что до недавнего времени требуемая дельта для всех пилотируемых и грузовых кораблей была одинаковой - полёт к МКС и возвращение на Землю. Сейчас разрабатываются корабли (включая российский «Орёл») для полётов к Луне. Им нужна дельта для торможения и выхода на орбиту Луны, а также для возвращения с неё на Землю.
Есть ещё одно применение дельты V - полёт между несколькими орбитальными станциями. Сейчас на орбите летает только МКС. В истории был всего один случай (советский «Союз Т-15») перелёта между космическими станциями. Космонавты Кизим и Соловьёв на «Союзе Т-15» сначала пристыковались к станции «Мир», потом перелетели на станцию «Салют-7», а затем вернулись на «Мир».
Уже в конце этого месяца (апрель 2020) китайцы запускают свою первую многомодульную станцию «Тяньхэ». От того, на какой орбите она припаркуется, будет зависеть, возможен ли перелёт между ней и МКС.
Сравнение дельты V различных кораблей
На «Востоках», «Восходах» и «Меркуриях» орбитальное маневрирование не предусматривалось, у них была дельта только для торможения и спуска на Землю (155 м/с на «Востоке» и 211 м/с на «Восходе»). Американский «Джемини» обладал дельтой 323 м/с. «Спейс Шаттл» - 305 м/с с максимальным грузом.
Для полётов на Луну требуется большая дельта. «Аполлон» обладал дельтой 2 804 м/с (по нему видно - маленькая кабина и огромные баки с топливом), лунный посадочный модуль - 4 690 м/с. Разрабатываемый сегодня «Орион» - 1 338 м/с.
«Союз ТМА» обладает дельтой 390 м/с, китайский «Шэньчжоу» - 380 м/с. Новый китайский корабль и наш «Орёл» - порядка 1 300 м/с (китайский уже доказал это в первом испытательном полёте).