Что объединяет актера Георгия Жженова, историка Льва Гумилева, журналиста Абрама Аграновского? Их объединяет «Норильский никель», вернее Норильлаг.
Как и все великие стройки Советского Союза, крупнейший металлургический комбинат был построен руками заключенных. И на их костях.
Севернее полярного круга
В начале 30-х годов прошлого века геолог Николай Урванцев открыл залежи меди и никеля на Таймыре, в 100 километрах от Енисея. В 1935 году вышло постановление Совнаркома о разработке месторождения. Огромные запасы ценных металлов залегали на 300 километров севернее Полярного круга. Но это не остановило освоение месторождения.
Летом 1935 года в голую тундру были высажены первые строители – заключенные Норильлага. До наступления зимы они построили радиостанцию и школу, а в декабре – да-да, в декабре - начали строительство узкоколейной железной дороги. Жили в палатках при температуре ниже 40 градусов мороза и ветрах до 30 метров в секунду.
Изначально предполагалось, что кроме шахт для добычи никеля и меди здесь ничего не будет.
Но прибывший на место разработки руд новый руководитель стройки Авраамий Завенягин убедил руководство страны, что полный цикл переработки можно создать на месте. Так было принято решение о строительстве комбината, который мы знаем как «Норильский никель».
Через четыре года здесь будет…
Уникальным было все. Никто никогда не строил крупный промышленный объект в столь суровых условиях. Кроме каторжного труда заключенных каждый день принимались уникальные инженерные решения. Как строить на вечной мерзлоте? Какой глубины должны быть фундаменты? Чем укреплять инженерные сооружения?
Кирка, тачка, тысячи рабочих рук заключенных, нечеловеческие условия – но через четыре года в условиях вечной мерзлоты начал работать металлургический комбинат. Вспоминают, что при пуске первой печи Большого металлургического завода, еще недостроенного, холод был настолько лютым, что замерзала лента транспортера, и люди поддерживали ее руками.
Заключенные, которые прошли Норильлаг, отмечают, что в сравнении с другими зонами ГУЛАГа охрана не зверствовала. Но тысячи людей гибли от холода и болезней.
От первого барака до мирового гиганта
Строительство и геологоразведка в районе Норильска не прекращалась и после ввода в эксплуатацию металлургического гиганта. Доля «Норникеля» на мировом рынке к концу прошлого века составила 20% производства никеля, 50% палладия, 20% платины, 10% кобальта, 3% меди. Обеспеченность рудами норильских месторождений - 75-90 лет.
В 1995 году на залоговом аукционе за 180 миллионов долларов «Норильский никель» стал частным предприятием. Годовая прибыль на тот момент составляла 1,5 млрд долларов.
Предприятие, созданное рабским трудом заключенных, предприятие, уникальное с инженерной точки зрения, предприятие, дававшее до 1,5 процента ВВП страны, стало собственностью «эффективных менеджеров».
Эпилог
В семье журналиста Абрама Аграновского, пять лет отбывавшего свой срок в Норильске, рассказывали следующую историю. В Норильлаге сидел кореец, которому не под силу было работать в шахте. Его пристроили в похоронную команду лагеря. У корейца был платок, на котором он каждый вечер вышивал иероглифы. Сначала над ним посмеивались соседи по бараку. А потом узнали, что это не платок, а импровизированная карта лагерного кладбища, на которой тихий могильщик вышивает имена умерших. Вышивает, потому что эти имена нельзя забыть…
Мы должны помнить и жертв репрессий, и их палачей.
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=me.ldpr.zrn AppStore: https://apps.apple.com/ru/app/за-русский-народ/id1441628628
#история #норильскийникель #норильлаг #россия #политика #зрн_лдпр #зрн_лдпр_050421