Поводом для данной публикации стало интервью со мной журналиста информационного сайта «Сусанин» Екатерины Сентемовой об интернет-безопасности детей.
Острые и актуальные вопросы Екатерины мне показались настолько привлекательными и значимыми, что с большой охотой ответил, а потом подумал, что они могли бы стать основой для новой публикации, ибо для многих родителей на современном этапе безопасность своих детей во Всемирной сети «Интернет» стала актуальной и животрепещущей.
Например, распространение информации, сведений, порочащих честь и достоинство ребёнка с использованием интернета становятся причинами многочисленных случаев причинения детьми вреда самим себе (вплоть до печального исхода) или своим сверстникам, так как не обладают ещё опытом конструктивного выхода из таких ситуаций. Кроме того, интернет несет в себе много рисков втягивания ребенка в противоправные мероприятия недобросовестными взрослыми. Например, ребенка могут убедить в несанкционированном скачивании авторских (лицензионных) программ или в необходимости установления на компьютер пиратских программ. Или ребенка могут попросить поучаствовать в распространении информации о закладках наркотических средств или иных предметов, запрещенных для передачи (хранения). Другие родители видят опасность для своего ребенка в социальных сетях, в которых ребенок во вред своему здоровью (зрению, осанке) пропадает часами и уже самостоятельно не может выбраться...
Немного юридического.
В соответствии со статьей 18 Конвенции о правах ребенка родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
Данная диспозиция правовой нормы обязывает каждого родителя находится в доверительных и открытых отношениях со своим ребенком. Это каждодневный труд родителя — быть в курсе событий того, какие изменения происходят в жизни ребенка, какие изменения в его психоэмоциональном состоянии, в его физическом состоянии здоровья, какие изменения происходят в его развитии и так далее.
У меня был случай, когда мой 13-летний сын показал мне фотографию красивой девочки, которая написала ему в ВКонтакте с предложением дружбы. И показал он уже тогда, когда она пригласила его в какое-то кафе. И тогда он решил со мной посоветоваться. Коль скоро он сам ко мне подошел, то следует полагать, что он мне доверяет. Поэтому я попросил у него разрешения почитать переписку от начала до момента приглашения. Девочка написала, что ты (мой сын) мне очень понравился, что хочу с тобой дружить, чем занимаешься, где и как учишься. Сын заинтересовался. Читаю и вижу, что отвечает честно и открыто. И тут далее девочка пишет, что она занимается "гемнастикой", она "атличница" в одной из ижевских школ. Задаю вопрос сыну: "Тебя ничего не настораживает?", показывая пальцем на очевидные ошибки и акцентируя внимание на обозначенный девочкой статус отличницы. Тут я увидел изменение в лице сына — досады и разочарования. Я предложил ему продолжить переписку, но нейтрально, с однозначными короткими ответами и проверить, как поведет себя дальше девочка. И какого было удивление сына, когда он стал получать от нее (хотя можно только догадываться — была ли эта «девочка» настоящей девочкой) сообщения унизительно-оценочного характера - "трус", "лох" и прочие. Понятно, что сын мне показывал данные сообщения, я советовал игнорировать, не отвечать и занять выжидательную позицию. В конце концов переписка прекратилась, что и требовалось для спокойного состояния моего сына.
Данный опыт показал, что родитель, имея доверие от своего ребенка, может сразу понять, что в жизни ребенка есть какие-то проблемы, которые его тревожат, беспокоят, нуждаются в обсуждении.
Если такого доверия нет, то необходимо выработать план и каждый день это доверие «зарабатывать». Это трудно, сложно, но возможно!
О доверии между родителем и ребенком посвящена одна из предыдущих моих публикаций. Но здесь поделюсь ещё одним способом, которым пользуемся каждый вечер. Суть данного способа заключается в том, что перед сном, расположившись в обнимку на расправленном диване или большой кровати, каждый из нас — дети и мама с папой — по-очереди сообщают о том, в чём он(а) был(а) молодцом. Например, мама говорит: «я сегодня молодец, что приготовила вкусный ужин». Папа говорит: «я сегодня молодец, что оплатил за электроэнергию и коммунальные услуги». Старший сын говорит: «а я молодец, что сегодня отправил заказное письмо в центр дополнительного образования для участия в олимпиаде». Младший сын говорит: «а я молодец, что на тренировке активно позанимался». И таким образом, каждый называет себя молодцом в пяти случаях.
В этом способе много положительных моментов. Но один из них — в доверии другу другу своих выполненных планов за день. После таких высказываний каждый член семьи примерно понимает, кто и чем занимался в течение дня. Можно начинать с малого. Например, с одного круга «хвалебных слов» в свой адрес. А далее — увеличивать до трех, до пяти... Мы пока на пяти, и считаем, что этого вполне достаточно, чтобы получить позитив на следующий день, а главное — получить кредит доверия от своих домочадцев на следующие «подвиги».