Девочки обычно мечтают быть актрисами, певицами, моделями и просто красавицами. А я и Галка мечтали стать капитанами дальнего плавания, побывать в Антаркти́де, бороться с бурями и совершать подвиги. Вот бывает такое! И к нашей радости, к нам на урок физкультуры пришел тренер секции «Гребля». Он посидел на уроке и пригласил несколько человек заниматься на байдарках, в том числе и нас.
Мы занимались во многих кружках в школе, но кататься на байдарке – это был высший пилотаж! Капитаны должны чувствовать себя в воде, как рыба! Мы не пропустили ни одного занятия, старались, и вскоре как торпеды бороздили Днепр вдоль и поперек. К хвостовой части судна нам крепили крылья из пенополиэтилена, которые помогали байдарке удерживать равновесие на воде. Первое время все новички тренируются на байдарках с крыльями.
Мы курсировали по Днепру уже не первый день. Оранжевые спасательные жилеты страховали, и мы не заморачивались над тем, что перевернемся или не справимся с мощным течением. Я сидела в первом люке байдарки и рулила. На байдарках руль с ножным приводом. Достаешь его ногой и двигаешь вправо или влево в зависимости от того куда нужно повернуть. Галка сидела во втором люке, т.е. за моей спиной.
Нам жутко нравилось наше занятие, мы скользили по волнам, рассекали рябь, смотрели на берега с середины реки и чувствовали себя морскими волками. Городская суета, шум машин, сновавших по мосту, и сам город Могилев, казались далекими, а мы были свободны, как ветер, и могли плыть и плыть до самого моря.
Время от времени по реке неторопливо проплывали громоздкие баржи и гнали волну. Тогда мы подплывали ближе к берегу и разворачивали байдарку носом к волне, чтобы не опрокинуло. Иногда баржи нам сигналили, и мы поднимали весла в знак приветствия будущим коллегам. В ноябре вода в Днепре особенно темная и холодная. На занятия мы надевали свитера и шерстяные носки.
В этот день я неудачно сместила ногой рулевой рычаг, и он застрял под планкой обшивки в крайнем правом положении. Теперь мы не могли двигаться вперед, мы беспомощно крутились на середине Днепра, плавно сносимые течением. «У меня застрял руль, - крикнула я, через плечо. – Что делать?» Что делать не знали ни Галка, ни я….
Мы так сосредоточились на этой проблеме, что не заметили, что к нам приближается груженая баржа. Баржа шла против течения, а нас сносило ей навстречу. Берег далеко, пока докричишься, пока поймут, пока что-нибудь придумают… Баржа не сбавляла ход и не подавала сигналов, очевидно, нас не замечали.
На берегу тренер ожесточенно жестикулировал, приказывая плыть к берегу. Ребята неистово орали: «Баржа! Баржа! Плывите к берегу!» Но мы не могли, байдарка крутилась на месте. Понимая, что у нас явный форс-мажор, тренер бросился заводить моторку. Она фыркала и… не заводилась… Так всегда бывает, когда сильно волнуешься или торопишься - закон Мерфи…
«Что делать? Что делать?» – лихорадочно соображали мы. Мне пришла идея: «Давай гребанем веслом одновременно справа, может руль сам выскочит?!» Мы подналегли на весла, и… идея оказалась плохой. Молниеносно оказались в холодной воде, перевернутая байдарка и весла плавали рядом. Галка подцепила рукой лодку и потащила ее к берегу.
Я бы, конечно, поплыла за ней, но моих навыков проплыть в спокойной воде пять метров и близко не хватало доплыть до берега. Спасательный жилет, конечно, держал на воде, но набита пенопластом была только его передняя часть, а я лежала на спине. На спине я плавать не умела, и попытки перевернуться на живот были безуспешны. Течение несло меня к идущей барже.
На барже - никакого движения, будто она шла на автомате. Но я не думала о барже, все мои мысли были заняты тем, каким образом можно перевернуться со спины на живот, если нет никакой опоры? Баржа была уже довольно близко, На берегу паниковали, что меня под нее подтянет. Один из парней быстро разделся и бросился в воду.
Он быстро плыл ко мне. Когда приблизился, я увидела, что это Генка и обрадовалась. «Привет!» - улыбнулась я. Он, даже, не взглянул на меня. Молча, вцепился в край моего жилета и потащил к берегу. Он сосредоточенно тащил меня, как будто я была неодушевленным плавучим предметом, типа пробки от шампанского. Тренер все еще возился с моторкой.
Судно прошло мимо, когда мы были на полпути к берегу. На палубе так никто и не появился. Генка, не говоря ни слова, тащил меня за жилет, а я, лежа на спине, думала, что до этого момента не предполагала, что в воде совершенно беспомощна, даже, в спасательном жилете.
Возможно, от перекоса или неучтенной боковой нагрузки, на жилете расстегнулась верхняя пуговичка, за ней вторая… Натянулась и наполовину раскрылась петля третьей… Я испугалась, что от того, что Гента тащит за край жилета, расстегнутся все пуговицы, и жилет соскользнет с меня. Перед глазами возникла картинка, как я ухожу в темную воду, и она надо мной смыкается…
В страхе я стала отбиваться, конечно, насколько это было возможно лежа на спине: «Не трогай меня! Отпусти!» Генка молчал и продолжал плыть. Он экономил силы. Возле берега сказал: «Становись на ноги, здесь мелко!» и выскочил из воды. Он побежал в бытовку, где мы переодевались. Там его поили горячим чаем и растирали».
Я болталась в воде как поплавок и не могла стать на ноги. Причина была одна и та же, надутый спереди жилет. Не могла перевернуться на живот, чтобы стать на ноги. В положении, лежа на спине, ногами достать до дна реки никак не получалась. Ребята на берегу торопили: «Вылезай! Беги в бытовку! Нужно согреться!» А я продолжала болтаться на волнах. Галка возилась с байдаркой, ей бросились помогать, вытащили байдарку на берег. А я все изображала поплавок. Все думали, что я хочу еще покупаться, уразуметь, почему я не вылезаю, ребятам было сложно. Никому в голову не пришло, что я не могу перевернуться.
«Выходи! Хватит плавать!» - сказала мне Галка, когда она и байдарка были на берегу. Я ответила, что не могу, и Галка поняла меня сразу. Она зашла в воду и помогла мне стать на ноги. Когда мы вышли на берег, тренер уже стоял там. «Ты, что? Не умеешь плавать?» - осенило тренера… Он был явно ошарашен таким открытием. Нас потащили в бытовку, где закрутили в одеяла и стали поить горячим чаем.
На следующей тренировке тренер вручил мне абонемент в бассейн и сказал: «За отвагу! Плавала по Днепру, в принципе, не умея плавать!» Однако предупредил, пока не научусь плавать, на байдарку не сяду… Именно после этого случая, благодаря абонементу в бассейн я научилась плавать. А Галка на следующий день в школе на перерыве подошла сама к Генке, и с уважением пожала ему руку. Это за то, что он бросился в холодную ноябрьскую воду вытаскивать меня из Днепра.