Человек, впервые услышавший о столичном храме Всех Святых на Кулишках, наверняка решил бы, что церковь находится на московской окраине – где-нибудь за Южным Бутово. Когда этот храм только начинали строить, он, действительно, располагался за чертой города. Но сейчас он стоит в самом его центре, на Славянской площади, в нескольких метрах от метро «Китай-город».
Прекрасное здание в стиле нарышкинского барокко, которое мы видим сегодня, – уже третий вариант храма Всех Святых. Как известно, до XIV века в Москве практически не было зданий из кирпича и камня: во-первых, это было слишком дорого, во-вторых, не хватало квалифицированных строителей, а в-третьих, жить в «каменном мешке» считалось вредным для здоровья. То ли дело дом, сложенный из бревен: строительный материал – повсюду и достается почти даром, строительство идет быстро и споро. Эти выгоды затмевали собой риск того, что при пожаре – а они довольно регулярно случались в Москве – можно было в одночасье лишиться и жилья, и всего нажитого добра.
Первая церковь Всех Святых была деревянной. Стояла она далековато от центра Москвы – за Зарядьем, в топком болотистом месте. Этот район в восточной части Белого города назывался Кулишками или Кулижками, название стало синонимом страшной глухомани, практически края земли. Одно время существовало предположение, что храм возвели в честь русских воинов, погибших на Куликовской битве 8 сентября 1380 года. Но храм еще старше: он упоминается в летописях 1364 года. Остатки фундамента этой церкви были обнаружены во время археологических исследований, которые проводились в 1978-1979 годах при подготовке к празднованию 600-летия Куликовской битвы.
В 1488 году церковь Всех Святых перестроили в камне, но и это здание не сохранилось. Первый свой серьезный удар оно получило в 1612 году - во время битвы князя Пожарского с гетманом Ходкевичем за Москву. Рядом с храмом была установлена пушечная батарея, и несколько ядер попали в церковные стены: повреждения оказались весьма серьезными. В течение нескольких последовавших десятилетий лет храм постепенно приходил в аварийное состояние, пока в конце XVII века его не решили полностью перестроить. Новое здание церкви Всех Святых на Кулишках возвели за два года – с 1687 по 1689-й. Одноглавый двухъярусный храм с трехъярусной восьмиугольной колокольней построили в модном тогда стиле московского барокко, который также называют нарышкинским , – именно этот ориентированный на Западную Европу боярский род построил в столице несколько храмов в новом стиле.
Как правило, нижний этаж барочных церквей прост в отделке, а верхний - пышный, что иллюстрирует идею о земном и небесном мирах. Нарышкинские здания устремлены вверх и окутаны волнами узоров. Их наличники, кронштейны, фасады украшены замысловатым орнаментом, восходящим к русской традиции. Элементы наружной отделки здесь использовались не для украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Интерьеры храмов тоже отличаются барочной пышностью: традиционный русский растительный узор остался, но стал гораздо живее, приобрел мирской характер. Таких красивых, «радостных» церквей в России до Нарышкиных не строили.
В последующие годы внешнее и внутреннее убранство храма Всех Святых на Кулишках постоянно обновлялось. Кстати, со временем храм довольно сильно – почти на четыре метра - «врос» в грунт: весь его нижний ярус, подклет и галерея оказались сегодня под землей. Колокольня немного отклонилась от своей оси: теперь это очередная русская « Пизанская башня » , ведь таких падающих церквей в России немало. Причина проста: здание находится в низине, поэтому его постоянно засыпал принесенный водой и ветром грунт.
С одной стороны, это «закапывание в землю» считается естественным процессом. Однако храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе (современный Романов переулок), который был построен в то же самое время и в том же стиле, что и храм на Кулишках, сохранил всю свою нижнюю часть – потому что изначально вокруг здания был выкопан ров, не позволивший размытому грунту «похоронить» церковь.
Интересный факт из истории храма Всех Святых: когда в 1771 году в Москве свирепствовала чума, в церкви на Кулишках спрятали Боголюбскую икону Божией Матери, прежде находившуюся на Варварских воротах Китай-города. Такое решение принял архиепископ Амвросий – он справедливо полагал, что многолюдные очереди молящихся, которые выстраивались к иконе, способствовали распространению чумы. Запрет на молебны у чудотворной иконы стали поводом к восстанию, вошедшему в историю России как Чумной бунт. Толпа тогда разграбила Чудов и Донской монастыри, а самого Амвросия растерзала. После этого бунтовщики принялись громить богатые дома, карантины и чумные больницы. Остановить их удалось только с помощью войск Великолуцкого полка. Немало крови пролилось в те дни.
В 1930-е годы церковь Всех Святых хотели взорвать, но передумали и отдали здание под нужды НКВД. О том, как оно использовалось, стало известно почти тридцать лет назад, когда в подвалах церкви нашли останки расстрелянных людей. В 1991 году здание вернули Русской Православной Церкви, а через несколько лет решением Священного синода РПЦ храм стал подворьем Александрийской православной церкви. Настоятелем храма назначили уроженца Кипра и постриженика ставропигиального Киккского монастыря архимандрита Афанасия (Киккотиса). В свое время он получил высшее образование на богословском факультете Афинского университета и на факультете византийской музыки Греческой национальной консерватории, затем продолжил образование в Сорбонне, где изучал историю византийской цивилизации и послевизантийского периода и латинского Востока. В 2009 году Афанасий был возведен в сан митрополита.
Официально подворье открылось в 1999 году, и в течение следующих двух десятилетий было одним из центров греческой и византийской культуры в Москве. Хор храма владел византийским распевом и пел как на церковно-славянском, так и на греческом языках. При подворье открылась школа греческого языка. Сегодня обязанности настоятеля Всехсвятского храма исполняет протоиерей Сергий Звонарёв. Греческие традиции не забыты. При Духовно-просветительском центре храма открыт греческий православный детский сад выходного дня «ΑΛΦΑΒΗΤΑ», а Московское общество греков проводит здесь уроки греческого языка и занятия по курсу «Язык Нового Завета».