Найти тему

Как нас заставляют покупать ненужное. Синдром упущенной выгоды (FOMO)

Оглавление

Этот синдром был у людей всегда, а в последнее время - особенно. И маркетологи начали активно этим пользоваться.

Все примеры найдены на Яндекс.Картинках

Что это такое?

Синдром упущенной выгоды или по-английски FOMO (“fear of missing out”) – это навязчивая боязнь что-либо упустить.

Мы боимся упустить какие-то события, возможности. Проявляется это и когда от одного оповещения на смартфоне мы бросаем все остальные дела и бежим смотреть, что нам там написали, и когда мы приходим в магазин и видим, что только сегодня акция на какой-то товар, и он сразу становится нам нужен. Обо всём по порядку.

Мы боимся пропустить интересные события. Это вполне нормально, а виной тому - наша потребность в информации. И в последнее время информации стало куда больше, чем было раньше; она стала гораздо доступнее, благодаря интернету и социальным сетям. В соцсетях мы наблюдаем за жизнью наших друзей, блогеров и знаменитостей и часто думаем “хочу так же”, “были бы у меня деньги…”, “было бы у меня время…”, причём не обязательно это сопровождается чувством зависти. Мы видим анонсы мероприятий, сохраняем их себе; а потом забываем, видим фото с этих мероприятий и корим себя за то, что такое интересное что-то пропустили.

И ещё мы боимся упустить выгоду в магазинах. Мы бежим на распродажи, охотимся за скидками, а маркетологи этим активно пользуются.

Как нас заставляют покупать ненужное?

Итак, какие же уловки используют маркетологи, играя на нашей боязни что-то упустить?

1. Нас лишают времени на раздумья

Как часто вы встречали фразу “только сегодня” со следующим за ней предложением о скидке, товаром по специальной цене, и так далее, и тому подобное? Нас чётко ограничивают во времени, нам не дают подумать, потому что акция действует только один день, завтра мы её уже упустим, надо срочно брать!

Есть и вариации: вариант помягче - это ограниченная во времени распродажа. “До конца месяца” звучит не так угрожающе, как “до конца дня”, не так ли? Времени у нас уже побольше, можно подумать… но ведь к концу месяца всё самое лучшее уже раскупят, всё равно надо брать сейчас, как можно быстрее, как можно меньше думать.

-2

А ещё один вариант, который часто применяется в интернет-магазинах - это счётчик или таймер. Вы только открыли главную страницу интернет-магазина, а часики-то уже тикают. До конца какой-то акции, о которой вы раньше не знали, осталось всего 2 часа! Надо срочно найти что-нибудь и купить, пока эти два часа не истекли. (А если когда вы обновляете страницу, таймер начинает отсчёт заново - это вам просто кажется, не обращайте внимания).

2. Нас пугают тем, что товар скоро закончится

Опять-таки, мы открываем интернет-магазин, смотрим на товар и видим, что он остался последний! В наличии всего 1-2 штуки, если не купим прямо сейчас, то неизвестно, когда товар появится снова.

Спойлер: если товар пользуется спросом, велика вероятность того, что снова он появится через пару дней. Конечно, есть и исключения в виде лимитированных изданий или сверхпопулярных товаров, которые раскупаются очень быстро, но таких исключений довольно мало.

-3

Ещё тут примером может служить громкая надпись "ЛИКВИДАЦИЯ". В страхе, что магазин закроется, люди бегут скупать всё, даже не задаваясь вопросом: а чего именно это ликвидация? Ну, и хорошим примером тут может служить один небезызвестный ювелирный, который постоянно “закрывается”, но никак не закроется…

3. Нам показывают, что другие люди тоже это покупают

Как часто вы замечали, что (опять-таки, в основном в интернет-магазинах) вам показывают надписи вроде "ещё 5 человек сейчас просматривают этот товар" или "последний раз купили сегодня в 13:46". Ну, и вариации этого.

Или когда продавцы называют товар бестселлером, говорят, что он “пользуется спросом”. Вот только проверить мы это никак не можем. Товар пользуется спросом, потому что он хороший или потому что нам говорят, что он пользуется спросом?

-4

Ну, и этот способ вместе с предыдущим хорошо играют на нашем страхе дефицита. Старшее поколение, выросшее во времена СССР и испытавшее дефицит на себе, прививает этот же страх своим детям и внукам. "Надо брать, пока есть" - совет хороший, но в наше время уже не особо актуальный. Дефицит вещей нам уже не грозит; куда более страшны масштабы перепроизводства и перепотребления.

4. Нас подкупают подарками

Если мы купим эту вещь - получим подарок. И пусть стоимость этого “подарка” уже заложена в стоимость вещи, и пусть этот подарок нам совсем не нужен. На халяву и уксус сладкий, как говорится.

-5

Мы любим дарить подарки, мы любим их получать. Зачастую подарок действует на нас гораздо убедительнее, чем скидка. Мы думаем: "В конце концов, если мне не пригодится, я его передарю". Вот только потом напрочь об этом забываем. И лежит подарок, которым нас соблазнили на покупку, никому не нужный.

И как не повестись на эти уловки?

Во-первых, знать о них. Понимать, почему на сайте тикают часы, а в подарок к чаю нам дают ложку.

Во-вторых, принять факт того, что мы всё равно что-то упустим. Невозможно успеть абсолютно все, с этим надо смириться. И в жизни, и в покупках. Пропустили одну распродажу - ничего страшного, будет следующая. На распродаже вы сэкономили бы 20%, а не купив вещь - сэкономили все 100%.

Упустили какую-то вещь - если она вам нужна, найдёте такую же в другом месте. А может, найдёте что-то ещё лучше. А может, она вам на самом деле не нужна, тогда вообще нет повода жалеть и искать.

Одно дело - ждать распродажи, чтобы купить то, что вы давно хотели, со скидкой. И совсем другое - мчаться на каждую распродажу, чтобы купить что-нибудь со скидкой. Если научиться видеть эту разницу, то проблем с покупкой только нужных вещей будет куда меньше.

______________________________

Спасибо, что прочитали до конца!

Если понравилось – ставьте лайк, если хочется ещё – подписывайтесь на канал :)

Ещё мои статьи на похожую тему:

Как перестать покупать всякий хлам: мои простые правила

Откровения бывшего шопоголика. Что помогло мне "бросить"