Найти тему
Sailskipper Paint

Скрытая правда о лайнере "Вильгельм Густлов"

Этот лайнер был потоплен торпедами советской ПЛ С-13 30 января 1945 года. С той поры «много воды утекло», стали доступны архивы и прояснились разные факты. Многие россияне считают, что «Вильгельм Густлов» - чуть ли не единственный, самый исключительный лайнер, от которого зависел чуть ли не исход войны и судьба всего Мира, что он был «личной яхтой» одного из высших руководителей Рейха.

Так ли это?


Я не стану в этой статье разбирать ход торпедной атаки ПЛ С-13. Мне эта атака вообще не интересна. Знающие поймут. В статье я постарался посмотреть на лайнер в контексте реальных событий и обстоятельств.

После поражения в Первой Мировой войне Германия быстрыми темпами восстанавливала экономику. Большую роль играли американские инвестиции. Политические события в Германии в период между Мировыми войнами обойдём: отдельная и очень интересная тема, об этом написаны многие тома исследований.

Американцы инвестировали и в судостроительную промышленность, но надо понимать, что для строительства судов помимо денег требуются проектировщики, инженеры, конструкторы, электрики, сварщики, докеры и несметное количество других профессий, а также инфраструктурные ресурсы. Перед Первой Мировой войной Германия была одной из ведущих судостроительных держав, но после поражения почти все пережившие войну суда были конфискованы победителями. Интересно, что и по результатам Второй Мировой все суда были конфискованы победителями, однако Германия вновь «набрала обороты», и сегодня является одной из крупнейших в области судостроения наряду с Китаем, Японией и Южной Кореей.

К 1928 году вступили в строй четыре крупных пассажирских лайнера по 20 800 рег. тонн каждый и один 16 700 рег. тонн; к 1930-му году начали рейсы крупнейшие лайнеры «Бремен» и «Европа» каждый по 51 600 рег. тонн, пассажировместимостью по 2 228 пассажиров (для сравнения: «Титаник» имел регистровый тоннаж 46 328 рег.тонн, пассажировместимость 2 439 пассажиров); лайнер «Колумбус» 32 300 рег. тонн, три судна по 11 400 рег. тонн, четыре по 14 000 рег. тонн, три по 18 200 рег. тонн, пять по 13 600 рег. тонн, четыре по 13 000 рег. тонн, два по 9 500 рег. тонн, два по 4 660 рег. тонн, другие пассажирские суда меньшего тоннажа.

Последними лайнерами, построенными перед войной, были «Вильгельм Густлов» и «Роберт Лей» по 25 500 рег. тонн.

Кроме пассажирских в составе торгового флота Германии было построено и эксплуатировалось много грузовых судов, что свидетельствует об успешной программе гражданского судостроения. Военное кораблестроение тоже продвигалось, несмотря на ограничения по Версальскому Договору, а после подписания англо-германского Морского договора от 18 июня 1935 года Германия получила возможность увеличить свой флот до 35% суммарного тоннажа ВМФ Великобритании. Сначала рост флота Великобритании позволял и Германии увеличивать свой флот, а затем Германия постепенно перестала обращать внимание на разные подписанные договора и развернула большую кораблестроительную программу ВМФ.

Лайнер «Вильгельм Густлов» был спущен на воду 5 мая 1937 года, а первый официальный круиз после окончания ходовых испытаний начался 24 мая 1938 года.

Основные характеристики: Длина 208,5 м;
Ширина 23,5 м;
Регистровый тоннаж 25 484 брт;
Максимальная скорость 16 узлов;
Экипаж 417 человек;
Пассажировместимость 1 463 человек.

Судно имело десять палуб, бассейн, зимний сад, просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров. Отлично обустроенные и оборудованные комфортные каюты были одинаковыми по размерам и удобствам, что подчеркивало бесклассовый режим в Германии.

Лайнер "Вильгельм Густлов"
Лайнер "Вильгельм Густлов"

Гитлер реализовывал социальные программы и демонстрировал преимущества национал-социализма. К концу 30-х годов уровень жизни немецкого рабочего был значительно выше уровня жизни рабочих в других европейских странах. Стоимость круиза была втрое ниже стоимости круизов на аналогичных лайнерах в Европе, что позволяло рядовым немцам совершать незабываемые семейные путешествия. Доступность круизов, как и другие положительные на тот момент аспекты жизни германского общества, закрепляли расположение немецкого народа к нацистскому режиму и его руководству.
Считаясь флагманом круизного флота, «Вильгельм Густлов» в сезон весна-лето совершал плавания по побережью Германии и норвежским фиордам, а осенью и зимой ходил в Средиземное море к побережьям Италии, Испании и Франции. До начала войны было выполнено 50 рейсов, в которых провели отдых 65 000 немцев и граждан других стран.
Один раз в мае 1939 года лайнер перевёз немецких добровольцев легиона «Кондор» в Испанию для участия в гражданской войне на стороне Франко.

С началом войны в сентябре 1939 года пассажирские лайнеры были переведены под управление ВМФ Германии. Они были переоборудованы под плавучие госпитали, базы подводных лодок, плавучие казармы и мастерские, рассредоточенные в разных портах. Несколько лайнеров использовалось для переброски войск Вермахта при оккупации Норвегии и Дании, но и эти лайнеры после 1940 года выполняли задачи при стоянке в гаванях. Такая же роль отвелась и «Вильгельму Густлову». Он был переоборудован в плавучий госпиталь с нанесением обозначений госпитального судна согласно Международной Гаагской Конвенции 1907 года.

"Вильгельм Густлов" - госпитальное судно
"Вильгельм Густлов" - госпитальное судно

В начале 1941 года его перестали использовать в качестве госпитального и приписали к школе подводников в качестве плавучей казармы со стоянкой в Готтенхафене. На борту жили курсанты младших курсов школы подводного плавания - порядка 950 человек, сокращенный экипаж судна - 170 человек, около 400 женщин - служащих в кригсмарине связистками, секретаршами, шифровальщицами, переводчицами и т.д. Судно перекрасили в серый цвет и применили маскировочные сети. Для поддержания уставного порядка проживающим на плавучей казарме выдавались пропуска, по которым они проходили на борт, предъявив этот пропуск вахтенному у трапа из числа курсантов младших курсов, проживающих там же. Впоследствии эти пропуска назовут «спецпропусками», по которым только и можно было попасть на уходивший лайнер.

Бомбардировщики союзников наносили большой урон бомбовыми ударами по местам базирования, от которых страдали и суда торгового флота, включая лайнеры. В том же Готенхафене от попадания бомб был затоплен лайнер «Штутгард» 13 000 рег. тонн. Немцы были вынуждены усиливать систему ПВО важных объектов. С целью увеличения плотности огня ПВО устанавливались дополнительные огневые точки, в том числе один зенитный пулемёт был смонтирован на носовой части «Вильгельма Густлова». Таким образом, судно окончательно потеряло статус неприкосновенного, формально превратившись в боевой корабль.

В течение войны Германия потеряла два десятка лайнеров: два были затоплены экипажами, чтобы не быть захваченными в начале войны, два подорвались на минах, один (гигант «Бремен») сгорел при пожаре, тринадцать единиц были потоплены авиацией союзников, два торпедированы ПЛ («Вильгельм Густлов» и «Штойбен»). Торпедированный в апреле 1945 года «Гойя» был построен в Норвегии и в 1940 году конфискован немцами.

Приближался конец войны, гитлеровские войска терпели поражения одно за другим. Командование Вермахта понимало, что война проиграна, и теперь стояла задача закончить войну с минимально возможными политическими, экономическими и людскими потерями.

Население Германии опасалось мести со стороны советских солдат, появились беженцы.

Командованием ВМФ Германии была разработана и успешно проведена операция «Ганнибал» по эвакуации беженцев и военнослужащих на Запад. Считается, что за период до окончания войны удалось эвакуировать морем более двух миллионов человек. В эвакуации принимали участие все плавсредства, способные передвигаться по воде, в том числе военные корабли, буксиры и сухогрузы.

В конце октября 1944 года советские подразделения захватили город Немерсдорф на территории Восточной Пруссии (сейчас - село Маяковское в Калининградской области). Через три дня немцы отбили город и задокументировали какие-то свидетельства насилия советских солдат по отношению к мирному населению. Фашистская пропаганда обвинила советских солдат в массовых убийствах и изнасилованиях, и призвала к «изобличению советских зверств». Среди местного населения распространились слухи об ужасных случаях насилий и даже каннибализма в отношении маленьких детей. Это привело к нарастанию паники, увеличению потока беженцев, а также увеличению добровольцев в ополчение. Советское командование предприняло жесткие меры по пресечению противоправных действий, но паника не уменьшилась.

«Вильгельм Густлов» тоже был запланирован для перехода на запад Германии.
К этому времени судно находилось в длительном простое, не менялось моторное и другие масла, не производился ТО главной силовой установки. Дефицит топлива не позволял обеспечить судно с запасом для возможности следовать противолодочным зигзагом. Лайнер мог двигаться лишь по прямому пути экономичным ходом.
Погрузка беженцев на борт началась 30 января 1945 года. В ходе погрузки усиливалась паника, офицеры экипажа судна перестали считать беженцев. Многие женщины в отчаянии отдавали своих детей тем, кому удалось подняться на борт в надежде хоть таким образом их спасти. По архивным источникам и современным оценкам в момент выхода лайнера в море на борту находились 918 курсантов младших групп 2-й учебной дивизии ПЛ, 173 члена экипажа судна, 373 женщины - служащих, 162 тяжелораненых военнослужащих, а также от 6 000 до 9 000 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. Удалось спасти 512 курсантов, 83 членов экипажа, 123 военнослужащих-женщин, 551 беженцев.
Никаких гауляйтеров, десятков экипажей подводных лодок, дивизий эсэсовцев там не было, а курсанты видели подводную лодку разве что со стороны. Исход войны никаким образом не зависел от этого лайнера.

Вместе с там надо отметить, что лайнер «Вильгельм Густлов» являлся законной военной целью, так как был окрашен в защитный цвет, имел зенитный пулемёт на носовой палубе и шёл в охранении миноносца. На ПЛ С-13 никто не мог знать о том, кто или что перевозится на этом судне. Ответственность за гибель лайнера целиком лежит на немецком командовании.

В конце июля-начале августа 1945 года на Потсдамской Конференции решалась судьба германского военного и торгового флотов.
Немецкие пассажирские суда, переданные в СССР, получили названия «Азия», «Ильич», «Чукотка», «Россия», «Петр Великий», «Победа», «Сибирь», «Анива», «Крильон», «Советский Союз», «Русь», «Адмирал Нахимов», «Илья Репин», «Гоголь», «Приморье», китобойная база «Юрий Долгорукий» (переоборудована из пассажирского судна). Эти суда служили до середины 80-х годов прошлого века. Лайнер «Адмирал Нахимов» (бывший «Берлин») затонул 31 августа 1986 года в результате столкновения с другим судном в Цемесской бухте у Новороссийска, унеся с собой жизни 423 человек.

Всего по репарациям Советский Союз получил 155 боевых кораблей разных классов и 614 судов различного назначения, а также 39 плавучих доков.

Четырехмачтовый барк «Крузенштерн», построенный в Германии в 1926 году, до сих пор совершает дальние морские и океанские плавания с курсантами мореходных училищ.

Также сегодня продолжает служить четырехмачтовый барк «Седов», построенный в Германии в 1921 году, в 2020 году прошёл по Северному Морскому пути.

Парусно-моторная шхуна «Надежда» немецкой постройки 1912 года поддерживается в отличном состоянии и также на ходу.

Каждое из переданных в СССР судов имеет интересную историю, например, «Илья Репин» снимался в фильме «Бриллиантовая рука» под названием «Михаил Светлов»…

Возможно, если бы немецкое командование не подставило «Вильгельм Густлов» под удар советской ПЛ, то и он под другим названием служил бы в советском торговом флоте?