«Наш первый выпуск «Вестей» начинался с изображения «Востока» и голоса Левитана, а затем я читала отклики саратовцев на это событие» - рассказывает Галина Загуменная.
Первый диктор Саратовской студии телевидения о Первом! Вещание в тот день, 12 апреля 1961 года, было на пределе телевизионных сил и возможностей. Телевизионщики работали в прямом эфире. Перерывы конечно были, но не продолжительные. Страна ведь ликовала! Радовались и наши горожане, и вся область.
«В Саратов в то время Центральное телевидение еще не пришло (Хронологическая таблица:16 мая, 1965г.). Мы работали автономно, самостоятельно , - рассказывает Галина Васильевна. - Когда в 10. 55 мин. Ю. Левитан объявил о приземлении космического корабля, все работники студии были на местах и ликованию не было предела. Наш первый выпуск «Вестей» начинался с изображения «Востока» и голоса Левитана, а затем я читала отклики саратовцев на это событие. Как оперативно работали наши журналисты! Вскоре гостями студии были и инструкторы - летчики аэроклуба, и педагогии техникума, где он учился, и его друзья. Когда читала его биографию и встречалась с людьми, убеждалась, что он Юра, Наш саратовский: 5 лет назад закончил индустриальный техникум, здесь начинал летать, здесь же летом в пионерлагере работал «Нянем»; да и имена свои и у дочерей, и у него самого как у всех саратовцев. Накатывала волна радостных чувств обожания и сопричастности.
Руководство дало мне команду предупредить зрителей не выключать телевизоры, будет специальное важное сообщение. Наша программа продолжалась до полуночи.
Около 23. 00 часов в студию тихонечко вошел наш фотокорр Славик Никитин, неся только что проявленный и почти сырой портрет. Он очень аккуратно поставил его на штатив. Мы все сорвались с мест и стали разглядывать доброе улыбающиеся лицо. Вы спросите, почему так поздно? Дело в том, что мост через Волгу еще не был достроен, а может быть ждали команды «сверху»? И вот настала минута выхода в эфир, мы показали портрет, а я читала расширенный биографический очерк о Космонавте №1
Так закончился наш первый телевизионный день Космонавтики.
Все силы, все эмоции были отданы этому дню. Мы уже жили будущим, ждали его и верили в него!» (Коргунова, 7 апреля, 2011).
Весть об удачном приземлении Юрия Алексеевича домчалась до высшего руководства Саратовской области словно молния. В течении часа после приземления. Тогда Гагарин еще не успел даже позвонить из ближайшей военной части в Москву.
«Секретарь Саратовского обкома КПСС Алексей Иванович Шибаев в этот день вел заседание бюро. Кто-то из помощников подошел к нему и шепнул на ухо, что мол, у нас приземлился первый космонавт мира, – пишет основатель и первый директор Народного музея Ю.А. Гагарина Владимир Иванович Россошанский. – Он тут же прерывает заседание и немедленно выезжает в район посадки космонавта. Уже в пути Алексей Иванович узнал, что Ю.А. Гагарин скоро будет на Энгельсском военном аэродроме. Едет туда. Там уже космонавта ждала огромная масса людей. Среди них был и начальник Энгельсского Высшего зенитного ракетного командного училища ПВО Д.Г. Смилевец…» (В.И. Россошанский, 2011, стр. 65-66)
«Гагарин спускается по лестнице с вертолета и сразу же попадает в объятия местных летчиков, техников, рабочих. Кто-то преподнес ему цветы. Раздаются крики «Ура!», «Слава первому космонавту мира!» Юрий Алексеевич пожимает протянутые руки, улыбается. Конечно, он еще не привык к подобному вниманию…» (В.И. Россошанский, 2011, стр. 66)
Конечно внимания будет много. Но пока Юрий Гагарина везут в военный городок, где первый отряд проходил год назад парашютную подготовку. Там он впервые после долгого пути присаживается и осознает все произошедшее. Буфетчица, которую Гагарин сразу же узнает, приносит ему яблоко и сок…
Америка тоже была потрясена. То, что русские запустили в космос человека, подтвердила американская радарная станция Шания на Алеутских островах. В Белом доме по такому случаю прервали обычную работу и отложили переговоры между президентом и канцлером ФРГ Аденауэром.
Вот, что пишет Владимир Россошанский в своей книге «Феномен Гагарина»: «Газета «Нью-Йорк пост» заявила, что полет советского человека в космос для США «просто национальный скандал». На улицах Лондона сразу остановилось все уличное движение. Люди бросились за последними выпусками газет. «Они ничего не говорят, - заявил один продавец газет, - они только смотрят на заголовки и уходят так быстро, будто на них рушится крыша. Это не вероятно!».» (В.И. Россошанский, 2011, стр. 54)
Гагарин был честью и совестью, живым доказательством торжества инженерной науки СССР. Его образ сотрудничества и мира, построенный в многочисленных поездках по миру, не повторим. Более того, он аполитичен, не смотря на работу советской пропаганды. Скорее всего этому помог характер и происхождение Юрия Гагарина. Он был простым человеком и романтиком в глубине души. Тем самым он оказался вхож во все мировые трудовые коллективы. За своего его принимали и все президенты и цари. Несли автомобиль на руках, отрывали пуговицы, менялись фуражками, кормили космическими блюдами, названными в честь первого полета в космос.
Аполитичный образ «нашего, простого парня» пришелся бы кстати и в наши дни. Сейчас, когда добро, мораль и вечные ценности обесценились. Люди стали повторять, навязшую на зубах фразу: «Ничего личного, только бизнес». Политики же придумали экономические санкции.
Об авторе статьи можно узнать здесь: http://epolyakova.tilda.ws
Прочитать другие статьи в группе «Добрый собеседник»: https://vk.com/epolyakova1980