Честно говоря, я лично не возлагал на майора Грома больших надежд. Во-первых, выражение «российский кинокомикс» сразу вызывает воспоминания о «Защитниках» и «Черной молнии»: ведь Андреасян и Бекмамбетов практически отравили почву для других экспериментов в этом жанре. Во-вторых, короткий приквел к «Грому», выпущенный в 2017 году и предназначенный для разогрева публики перед полнометражным фильмом, казался очень дорогим фанатским фильмом, но не более того. И в-третьих, лист «Чумного доктора», который лег в основу картины, просто плох, как и все первые опубликованные комиксы Bubble в целом. Это тщательно продуманная детективная история о поимке сумасшедшего с ужасными диалогами, плоскими шутками и персонажами, чей хороший дизайн скрывает отсутствие персонажей. С годами и с появлением разумных сценаристов ситуация улучшилась, но если бы Пузыри решили приблизить первое повествование Грома к тексту, катастрофы не удалось бы избежать.
В общем, поводов для опасений было достаточно, но как-то мало для оптимизма. Однако создатели фильма доказали, что иногда полезно отложить в сторону негативный опыт и, как Бэтмен в Лиге Снайдера, хотя бы раз опереться на веру.
Гром - это ни в коем случае не Брюс Уэйн, и поэтому он живет в грязной квартире, которая буквально разваливается на части.
Игорь Гром - самый крутой полицейский Питера. Он открывает дверь в логово каждого гангстера у своих ног, не боится сражений и переносит статистику обнаруживаемости в свой отдел. Но есть две вещи, с которыми детектив не может справиться. Во-первых, его собственный эксцентричный характер, из-за которого Гром не может ладить со своими коллегами и регулярно приводит начальника в монастырь. И второе - это коррупция, которая полностью пронизывает город. Олигарх сносит архитектурный памятник, чтобы открыть казино, окрестности задыхаются от вонючего мусорного бака вопреки всем стандартам, а дерзкий майор остается безнаказанным после того, как убил маленькую девочку на полу. Как с этим бороться с помощью простого трекера? Ни за что. Но вдруг в Петербурге появляется мститель в маске врача от средневековой чумы. В своих манифестах он заявляет, что беззаконие - это болезнь, и есть только одно лекарство - огонь. Проблема в том, что чем больше обугленных тел обнаруживает полиция, тем больше жителей поддерживает убийцу. Гром должен поймать психопата до того, как достигнет общей суеты.
Сюжет «Чумного доктора» достаточно отклоняется от первоисточника, чтобы не повторять его ошибок, но в то же время достаточно правдоподобен, чтобы понравиться тем, кто все еще любил комиксы. Это та же самая бесплатная история из «Семерки» Дэвида Финчера, но если Мэтт Ривз «Бэтмен» может это сделать, то почему не Пузырь? Кроме того, намеренно мрачный рассказ о поимке маниакального моралиста настолько щедро наполнен юмором и действием, что неонуар автоматически превращается в боевик для семейных комедий. И похоже, что такой вариации у этого паттерна еще не было. Да, основную детективную историю можно разгадать с самого начала, и в принципе сюжет при желании можно предсказать шаг за шагом - создатели любят клише. Но дело не в том, что важно, а в том, как.
"Mайон Гром", возможно, не столько экранизация определенной линии пузырей, сколько своего рода концентрат киномикса. Это было снято так, будто предполагалось, что второй попытки может и не быть, поэтому необходимо оценить все сразу. В «Докторе чумы» есть что-то от Нолана и немного Снайдера, немного больше Шумахера и много Сэма Рэйми. Но если та же «Черная молния» просто возилась с первыми переговорами о «Человеке-пауке», то «Майор Гром» подает тон. Это фильм, который не стесняется яркости, мультяшности и наивности. Он полностью осознает свое комическое происхождение и выражает в нем все самое лучшее. Здесь Питер больше похож на Готэм, чем на настоящую северную столицу, полицейский участок похож на заговор «смертельное оружие», а богатый астматик несет кислородный баллон из чистого золота. Более того, вся эта эклектика, дикая смесь французского и нижегородского, выглядит на удивление органично. Да, вот она - российская кинематографическая вселенная, рожденная одинаковой любовью как к западным блокбастерам, так и к национальному колориту. И ни человек-медведь с пулеметом, ни Волга с крыльями в нем не нужны.
Костюм Чумного Доктора настолько похож на костюм Бэтмена, что его замечают даже герои фильма.
В самом Громе можно увидеть черты Глеба Жеглова, Данилы Багрова и Джона Макклейна. Он упрям, но принципиален, груб, но обаятелен. Тихон Жизневский - определенная находка. Он намного харизматичнее Александра Горбатова, сыгравшего ту же роль в короткометражке, и делает главную более выразительной, чем в комиксах. Вместо бесстрашного рыцаря с молниеносными бровями мы видим слегка уставшего, довольно циничного, но упрямого полицейского. Картинка тоже не новая, но играет хорошо.
Гром дополняет новичок Дима Дубин - не столько Робин или Шарапов, сколько сверчок Джимини из Пиноккио. Его устами выражены все ключевые послания картины, и актер Александр Сетейкин произносит их с необходимой дозой пафоса, драматизма и наивности. Что ж, похоже, Дубин из комиксов просто феноменален.
Чего нельзя сказать о Любови Аксеновой в роли журналистки Юлии Пчелкиной, но это к лучшему. Из грудастой куклы для отработки тактики спасения она со временем превратилась в полноценного персонажа. Теперь Пчеолкина - настоящая русская Лоис Лейн с примесью Женщины-кошки в исполнении Энн Хэтэуэй. Она умна, изобретательна, даже более саркастична, чем Гром, и в отличие от своего комического прототипа не торопится попасть в объятия майора. Это явный шаг вперед от Bubble.
А вот со злодеем все неоднозначно. Фактически, Plague Doctor - все тот же светлый гибрид из Тетрадь смерти и Зеленого гоблина, только сейчас в крутом техническом костюме. Но без маски это совсем не впечатляет. Все актеры в фильме играют нарочно, как Бертон и Рейми, и только исполнитель роли маньяка откровенно переоценивается, хотя, кажется, картина должна быть тоньше и сложнее.
Главное украшение Major Thunder - Алексей Маклаков в роли полковника Прокопенко, своеобразного комиссара из Петербурга Гордона.
Снят «Большой гром» на отлично. Из отечественных фильмов последнего десятилетия таким сочным фильмом могли гордиться только «Дуэлянт» и «Серебряные коньки». Это тоже неплохо звучит, даже если классический вариант русского рока заставляет хмуриться. К счастью, это звучит в финальных титрах. И к постановке особых претензий нет, разве что поединки получились немного хаотичными, а в середине темп немного упал.
Но пора остерегаться слона в кинотеатре: фильм вышел не вовремя. Несмотря на то, что самой истории девять лет и в ней отсутствуют более противоречивые аспекты, такие как политические амбиции злодея, Major Thunder по-прежнему много рифмуется с последними названиями. Любой, кто хочет увидеть правдивую рекламу в «Докторе чумы», легко это увидит. Ведь здесь, по одну сторону баррикад, находится интернет-воинствующий идеалист, призывающий людей на улицах (но не к мирным протестам, а к погромам - это важная деталь), а с другой - как некий позитив. полицейский. офицер, который, однако, напрасно бьет людей и не особо заботится об их правах. Как говорится, картина маслом.
Однако есть и третья часть: омерзительный чиновник из московского ФСБ, которого послали подавить беспорядки и раскрыть дело как можно быстрее, но громче. И ему все равно, кого сажать, а что жить, чтобы сломать. Вот картина системы, отнюдь не лестная. Единственная идея, которую действительно продвигает Major Thunder, заключается в том, что насилие не подходит ни для одной из сторон. Никого заживо сжечь нельзя, но и просто бить не рекомендуется - проблем это не решит. А проблем много и изменений, как говорится в русском языке, нужно.
«Чумного доктора» очень легко похвалить за то, что он по сути является аномалией - русский комикс, который не заставит вас содрогнуться, а иногда вызывает даже больше эмоций, чем некоторые фильмы Marvel и DC. Да, спорить о нем самому почти так же сильно, как спорить о «Бэтмене против Супермена». Независимо от того, запускает ли он вселенную пузырькового кино или летит в кассах, Major Thunder уже обречен на культовый статус, по крайней мере, в узких кругах. Как доказательство того, что российским кинематографистам иногда все же можно доверять.