Найти тему
Андрей Сазонов

Праздник непослушания

- На холку! На холку давите!

На оттаявшей полянке две дамы возились с щенком лабрадора, тщетно пытаясь заставить его лечь. Насколько я понял, одна из них - хозяйка, другая - что-то типа тренера.

Золка с недоумением покосилась на эту суету, добежала до развилки и обернулась - мол, куда идем-то?

- На пруд, - спохватился я. - На пруд топай.

Собака мотнула головой и уверенно свернула на левую тропинку. Хозяйка лабрадора с легкой завистью посмотрела ей вслед.


Подобные эпизоды время от времени случаются, и каждый раз люди удивляются, как это собака обычную речь понимает. Иногда спрашивают, какие команды она знает и как работали над послушанием.

И каждый раз рассказываешь, что фишка не в послушании-подчинении, а в обычном взаимопонимании, контакте. Это все-таки не служебная собака, а друг, компаньон, член семьи.

Нет, поначалу мы прилежно разучивали все, что рекомендовала заводчица. Выучили. Однако, сейчас из всего набора команд остались только "Фу" и "Стоять", применяемые в редких случаях.

Хотя и эти две скорее предостережения, чем команды. Короткие и понятные. Типа, это не трогай, туда не беги. Это все.

Почему же выученные и вроде бы необходимые "ко мне", "сидеть" и "рядом" ушли в небытие за ненадобностью?

Прежде всего потому, что риджбек по своей природе - собака независимая. Он не бросается тупо исполнять то, что ему приказали. Из-за этого ему иногда даже вешают ярлык "трудновоспитуемого".

Эта собака сначала оценивает разумность данной команды, и только потом ее выполняет, чтобы хозяину удовольствие доставить. Если при этом вносит какие-то свои дельные предложения, к ним надо прислушиваться и делать выводы. Очень полезно для укрепления контакта.

Вот по мере того, как росло наше взаимопонимание, исчезали и команды.

Первой ушла команда "сидеть". Да она, собственно, и применялась только тогда, когда с прогулки приходили и надо было оставить собаку в прихожей, чтобы ведро воды налить.

Да, по команде "сидеть" Золка поначалу садилась у двери и ждала, пока появится вода и ей лапы помоют. Через какое-то время картина поменялась.

Ухожу за водой - сидит, прихожу - стоит, не сходя с места. В глазах читаю:
"Какая разница, сижу я тут или стою? Я что, дура, с грязными лапами на свой чистый диван лезть?" Логично? Логично. На том и порешили.

Второй ушла команда "рядом". Собака быстро уяснила, что от подъезда до парка она идет на поводке, а отпустят ее только в безлюдном месте. И с какого-то времени на команду "рядом" при легком натяжении поводка стала недоуменно оборачиваться:

"Да рядом я, рядом. Куда я денусь?"

В какой-то момент исчезла команда "ко мне". Очень интересно исчезла. Произносилась она обычно после того, как собаку по имени окликнешь, с расстановкой.

Услышав свое имя, Золка уже по интонации как-то понимает, когда ее подозвать собираются. И летит, не дожидаясь пресловутого "ко мне". И, соответственно, остается на месте, если что другое сказать хочешь.

Вот, собственно, и вся история с командами. Что еще? Команду "Лежать" мы вообще не разучивали - ее смысл для меня полная загадка.

"Апорт?" Тоже нет. Золка не только брошенный мяч принесет и в руку вложит, но может вернуть его и броском, и даже пасом лапой.

Ну а что касается какую-нибудь бесполезной ерунды типа "служить!", то я заранее знаю, что она на этот счет скажет:

"Я тебе что, клоун, что ли?"