Найти тему
На волне памяти

Записки фронтового разведчика. Часть 25: Случайная встреча и что бывает с солдатами, которые смертельно устали

Мы продолжаем публикацию статей, основанных на дневниках Григория Прокофьевича Головченко. Военный период, описанный в них, открывается январем 1942 года. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.

«Мне срочно нужно было попасть в 355 стрелковую дивизию, в которой не ладилась разведка. Я взял пару одров, запряженных в крестьянские сани, которыми "управлял" глуховатый и не совсем глупый дядя Ваня, и поехал искать означенную дивизию. На мне сверх полушубка был надет белый маскировочный костюм (дело-то было зимой). Вооружен я был своим наганом и очень удобным немецким карабином. Погода была очень холодная, и поэтому пришлось больше идти ножками, чем ехать, чтобы согреться.

Наши русские зимние дороги не отличались ни шириной, ни оборудованием. И вот на одном из участков мои сани сцепились с встречными санями, на которых ехал какой-то очень сердитый военный товарищ. Я так говорю потому, что и он был в маскхалате, и кто он - не видно. Ну а что сердитый, так это можно было слышать по хриплой ругани, которая неслась с противоположных саней.

Я сказал дяде Ване: «Не сворачивай в снег. Пусть отсохнут мои ноги, но я не уйду со своей дороги!» А коням что - стоят себе, понурив головы. Я прилег в санях и не отвечаю на ругань. Тогда мой противник не выдержал, слез с саней, взял под уздцы моих лошадей и начал сводить их с дороги в снег. Ну, тут уж я не выдержал. Слез с саней, да как толкну сердитого дядю, так он, не удержавшись, полетел вниз головой в сугроб.

Кое-как выкарабкавшись из сугроба, он подскочил ко мне и схватил меня за грудки. Когда он приблизил свою разъяренную морду, я узнал в нем своего сокурсника по военной академии Ваню Сошникова.

- Эй, - говорю, - ты что же, своих собираешься лупить, ты что, меня не узнал? Ведь я твой старшина курса! А ну смирно, товарищ Сошников!

Он сразу обалдел и какую-то долю времени молчал, а потом с радостью бросился ко мне на шею, и мы по-братски с ним расцеловались. Сели мы в мои сани, и пошли расспросы: кто, где, когда и т.п. В общем, поделились впечатлениями о ходе войны, которая сложилась не так, как мы предполагали, вспомнили товарищей по академии, и незаметно пролетело два часа.

После этого случая я так до конца войны и не встречался с Ваней Сошниковым, хотя и были мы почти "рядом". Но Ваня Сошников значительно позже оказал мне очень большую помощь, выручив моего разведчика, которого чуть было не расстрелял особый отдел 11 кавалерийского корпуса, но об этом позже.

-2

После того, как мы мирно разъехались с Сошниковым, я выехал на какую-то дорогу, по которой передвигались воинские подразделения вдоль линии фронта оборонявшихся частей. И по ним, вернее по дороге, по которой они шли, немцы вели методический артиллерийско-миномётный огонь. Это, между прочим, излюбленный немцами вид огня. Но самое интересное, что, несмотря на довольно частые разрывы мин и снарядов, наши пехотинцы шли по дороге так, как будто никакого обстрела нет. Это бывает с солдатами, которые смертельно устали. Это бывает на войне, когда люди просто страшно устают, и им совершенно наплевать на всякие обстрелы и на всё, что творится вокруг, лишь бы добраться до привала и забыться мертвым сном. Со мной нечто похожее тоже бывало».

Продолжение читайте тут.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайки, и вы узнаете много интересных фактов об истории из первых уст.

Любое использование (полное или частичное) материалов данной публикации возможно только с разрешения администратора канала «На волне памяти»!

Мнения авторов могут не совпадать с официальной позицией и позицией редакторов

#история #мемуары #Григорий Головченко #воспоминания #ВОВ #Великая Отечественная война #война