428 подписчиков

История Владимирской женской общины при селе Каменка

155 прочитали

В родном мне селе Каменка есть история о том, что якобы когда-то рядом с селом существовал женский монастырь. А если точнее - была когда-то деревня Сергеевка, прекратившая свое существование. Монастырь, по словам жителей Каменки, находился недалеко от бывшей Сергеевки. Единственный ориентир, который сохранился с тех времен - это освященный родник, который находится на склоне одной из гор. Сейчас этот родник выглядит так:

Святой родник
Святой родник

Под металлической крышей стоит стол, имеются иконы, а в земле расположен люк, где находится сам родник.

В родном мне селе Каменка есть история о том, что якобы когда-то рядом с селом существовал женский монастырь. А если точнее - была когда-то деревня Сергеевка, прекратившая свое существование.-2

Что касается женского монастыря, то о нём известно мало. В новостях до недавнего времени имелась только информация о том, что в первые годы Советской власти монастырь был расформирован. Но на днях мне попали в руки несколько источников, по которым можно частично восстановить эту историю.

А началось всё аж в 1885 году. Несколько верующих жителей села Каменка решили "устроить обитель" на своей земле, для чего они пожертвовали около 60 десятин земли.

"Им захотелось самим устроить обитель на своей земле, где бы душа православного могла хоть на время оторваться от мирской суеты и приближаться к Богу. И вот, несколько более верующих стариков решили отдать под обитель 60 десятин своей земли, пожертвовать ее одному из Старо-Афонских монастырей с тем, чтобы он устроил на этом участке скит или монастырь. Написали об этом на Ст. Афон, но так как по русским законам Афонские монастыри не имеют права приобретать земельные участки в России, то им отказали, утешив их, что Царица Небесная все равно дар их приняла и что со временем монастырь у них будет. Это было в 1885 году. После этого прошло много лет, дело это по разным причинам вперед не подвигалось." (Уфимские Епархиальные Ведомости. 1915 год).

..."Наконец, в 1899 году, когда в с. Каменке был Священником о. Феодор Орлов ... это дело начало развиваться. Один из старожил села Каменки, по имени Василий Гордеев, который не оставлял мысли об устройстве обители, рассказал об этом священнику. О. Феодор отнесся к этому с полным сочувствием, тем более, что в его приходе жило много келейниц, которые, живя по отдельности в миру, претерпевали много неудобств, и священнику пришла мысль объединить их в монастыре. По просьбе священника это дело принял близко к сердцу бывший земский начальник Белебеевского уезда, ... Алексей Георгиевич Леонов, который начал хлопотать перед обществом об отводе земли под обитель. Несколько раз крестьяне собирались на сход. Наконец составили приговор, по которому общественной земли около деревни Сухоречки пожертвовали 98 десятин, да крестьяне собственники недалеко от с. Каменки пожертвовали 182 дес, всего 280 дес. Приговор этот был утвержден 15 июля 1900 г., почему и решили посвятить будущую обитель св. Равноапостольному князю Владимиру. Св. Синод разрешил принять этот дар и устроить обитель. 15 июля 1901 г., по благословенно Преосвященного Антония, бывшего Епископа Уфимского, место под обитель было освящено на участке, пожертвованном крестьянами-собственниками при многочисленном стечении богомольцев. Освящение совершал благочинный с. Каменки о. Александр Лепоринский. Вскоре после освящения, некоторые Каменские келейницы перевезли сюда свои кельи и с августа месяца здесь началась постройка первых келий. 11-го октября того же года состоялась закладка храма в честь св. Равноапостольного князя Владимира 27-го октября по приказанию Преосвященного Антония приехала в общину монахиня Арсения из Бирского монастыря, назначенная для устройства общины. 24 февраля 1902 года архимандритом Андроником было совершено освящение храма в общине. Так постепенно созидалась обитель до 1906 г. За это время было построено 2 двухэтажных дома, несколько келий, дом для священника."(Уфимские Епархиальные Ведомости. 1915 год).

И вот тут произошло событие, совершенно для меня непонятное. В записях говорится о том, что "эта обитель была разорена". Случилось это весной 1906 года. Слово "разорена" может означать что угодно - начиная от весеннего паводка, заканчивая разбойным ограблением. Прошерстив доступные источники, я не нашел никаких подробностей об этом событии. Тем не менее, в некоторых описаниях сообщается о том, что женская община была всё-таки именно ограблена. Кто был грабителем, как это случилось, какого именно имущества лишилась община - неизвестно. Но это событие так подействовало на начальницу общины м. Арсению, что она решила перенести всю общину на другое место.

"По хлопотам начальницы общины м. Арсении Св. Синод разрешил перенести обитель на участок земли, пожертвованный ей вблизи г. Белебея. Когда узнали об этом насельницы общины и жертвователи, то произошло большое волнение; начали хлопотать, но было уже поздно, из Св. Синода пришел указ о перенесении обители. 2-го мая 1906 года в общину приехали становой пристав, урядник, 12 стражников. После литургии, которую служил 2-й священник с. Каменки Феодор Красноярский, было приступлено к разборке церкви. Народу собралось много, никому не верилось, что можно разломать церковь, но когда увидали, что церковь начали разбирать, то никто не мог остаться равнодушным зрителем: толпа рыдала, а горе мордовок-сестер не поддавалось описанию. Так постепенно за это лето были перевезены церковь и все дома на новое место, а также и все запасы хлеба; некоторые же постройки были проданы ближним крестьянам. На старом месте осталась только небольшая келья, в которой и приютились 19 сестер, не пожелавших уйти на новое место. М. Арсения хотела устроить здесь хутор своего нового Белебеевского монастыря, но Каменское общество землю не отдало под хутор."(Уфимские Епархиальные Ведомости. 1915 год).

"Оставшихся сестер всячески убеждали перейти на новое место, но они твердо отказались и вместе с уполномоченным, от общества, вышеупомянутым Василием Гордеевым начали хлопотать о новом созидании своей обители. В августе того же года назначено было следствие из Уфы и было установлено, что общество не только не гонит обитель, на что указывалось как на главную причину перенесения обители, но желает, чтобы тут непременно была обитель. После этого в общину была назначена начальницей монахиня Бирского монастыря Антония, которой пришлось не мало положить трудов по восстановлению обители. Она приехала сюда 4 декабря 1906 г. В 1907 г. была куплена в с. Кутузах Белебеевского уезда старая церковь в честь Знамения Божией Матери и перевезена в обитель. В 1908 г. она была уже освящена. Постепенно шли постройки и хлопоты по укреплению земли, она была укреплена в 1908 г. В настоящее время в общине имеется 15 небольших домиков, в которых помещаются сестры, дом для священника, в одном домике помещается небольшая церковно-приходская школа, заведен пчельник, скотный двор. Сестры исполняют все сельскохозяйственные работы, также занимаются разными рукоделиями, живописью, украшением образов фольгой. Сестер в общине 120 человек. В настоящее время подано прошение о преобразовании общины в монастырь."(Уфимские Епархиальные Ведомости. 1915 год).

26–27 ноября 1914 г. общину посетил епископ Уфимский и Мензелинский Андрей. В епархиальной хронике отмечено, что «Владимирская община расположена в довольно живописной местности на берегу рыбной речки; ветхий и убогий храм общины окружен десятком домиков с 130 насельницами, по преимуществу из мордовского племени». (Садиков Р. Р., Абдулхаликов Р. А. Православие у мордвы Башкирии // Финно-угорский мир. 2018. № 2. С. 90–97.) Места здесь и вправду красивые. А вот насчет рыбы описание звучит странно: в речке водились исключительно пескари, хотя и приличном количестве.

В 1916 году Владимирская женская община была преобразована во Владимирский женский монастырь. По этому поводу было проведено огромное торжественное мероприятие, которое началось аж в Уфе, "откуда во Владимирский женский монастырь должно было перенести икону св. Равноапостольного и Великого Князя Владимира. Икона эта сооружена и освящена на честных мощах Равноапостольного Князя и прислана монастырю в дар вместе с пеленами и покровцами со св. мощей св. Равноапостольного Князя приснопамятным, Флавианом, митрополитом Киевским. Икона прекрасного художественного письма на чеканном фоне, в натуральную величину в поясном виде. Заботами настоятельницы монастыря для иконы устроен был прекрасный киот. приспособленный к крестному ходу так, что, благодаря носилкам, вдетым с боков киота, икона во время крестного хода как бы шествовала над толпой сопровождавшего ее народа, что при беспрерывном пении песнопений в честь Равноапостольного Князя Владимира производило особенно сильное впечатление." (Уфимские Епархиальные Ведомости. 1916 год) настоятельницей монастыря была назначена монахиня Кетевани (Кетеван), по национальности грузинка. По железной дороге икона была довезена до станции Приютово, откуда с крестным ходом через множество попутных селений прибыла в новообразованный монастырь.

К слову, в религиозной литературе того времени постоянно говорится о том, что в этом районе было очень много разных сект. И нередко упоминается о "мистицизме мордвы". Что есть, то есть. В моем детстве, даже много лет спустя после тех событий, в Каменке еще оставались бабушки, которые могли, например, лечить заговорами. Да и само видение мира у старого деревенского поколения было порой пропитано мистицизмом. Я немного раскрыл эту тему в рассказе о моей бабушке, его можно прочитать по ссылке.

Дальнейшая история монастыря была еще более неспокойной. Всего через год произошла революция. В 1918-1919 по этой территории прошли бои Гражданской войны. Затем продразверстка и последовавший в результате её голод начала 1920-х...

Конец монастырю пришел в 1928 году. Монастырь был ликвидирован. Монахинь выгнали из их домиков. Кто-то из них отправился к родственникам, кого-то приютили сердобольные люди, по воспоминаниям Клавдии Поповой, племянницы матушки Кетеван. На месте женской общины была устроена коммуна со странным названием "Ут-Шанза". Существовала та коммуна, как и монастырь, тоже недолго. В итоге все здания были разобраны и перевезены в другие места. Теперь на этом месте просто поле, заросшее травой. А о бывшей здесь когда-то общине говорит лишь крест, наскоро сооруженный из деревянных жердей. Так что существовал монастырь совсем недолго, к тому же в очень неспокойное время.

Поле, где когда-то стоял монастырь
Поле, где когда-то стоял монастырь