Найти тему
Бусел

КРАСНЫЙ КРЕСТ ПРИНУЖДЕНИ

Белорусское общество Красного Креста (БОКК) стало феноменом современной Беларуси, сопоставимым по масштабу только с православной церковью. Согласно данным Красного Креста, 1,194 млн белорусов (12,6% населения страны) являются членами БОКК и платят взносы.

Даже Белорусская православная церковь не может похвастаться таким участием граждан страны в жизни организации. Согласно опросу Исследовательского центра ИПМ, только 14% православных белорусов жертвуют на церковь. С учетом того, что православными себя считают только 80% граждан Беларуси, то адептов у креста красного больше, чем таковых у креста православного.

Данные по бюджету Красного Креста приведены за 2019-й, более свежие отчеты БОКК не публикует. Сумма членских взносов составила
3,43 млн белорусских рублей ($1,26 млн) при общем бюджете 10,4 млн. ($3,92 млн).

В чем же секрет притягательности организации, занимающейся спасением жизни телесной и не обещающей спасения духовного?

КРАСНЫЙ КРЕСТИТЕЛЬ БЕЛАРУСИ

История появления Красного Креста в Беларуси такая же, как и у всех бывших республиках Советского Союза. Несмотря на славное дореволюционное прошлое, во времена Советского Союза организация полностью утратила самостоятельность. Периодически возглавляемый региональными министрами здравоохранения, Красный Крест превратился в продолжение Минздрава, выполняя часть его обязанностей, причем за счет пожертвований населения. Система добровольно-принудительного участия в организации фактически перекладывала часть затрат бюджета по статье здравоохранение на население, 50% которого были членами Красного креста.

После распада СССР, в 1995 году, состоялось воссоединение Белорусского Красного Креста с Международной Федерацией Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, с 1921 года не признававшей отделения Красного креста на территории СССР. Первые пару лет взнос в федерацию платил сам Красный Крест, в связи с чем еле сводил концы с концами, пока в 1997 году средства на уплату взноса не поступили из бюджета Республики Беларусь.

С этого времени в истории Красного Креста Беларуси наступил переломный момент. Работники государственных предприятий, сотрудники МВД и даже медработники в едином порыве стали его членами с уплатой соответствующих взносов.

Достижение такой величайшей социальной ответственности белорусов стало возможно благодаря одному человеку — Александру Григорьевичу Лукашенко, подвиг которого по своему масштабу сопоставим с деянием князя Владимира Святославовича, приведшего Русь к кресту православному.

Методы достижения целей у обоих правителей были схожими, правда, в случае с крестом красным обошлось без массового купания белорусов в Днепре. В административно-командном режиме Александр Григорьевич обязал большинство работников государственных предприятий стать членами Красного Креста и платить взносы.

С 1997 года вся страна принудительно сдает ежегодный взнос в размере от 10% базовой величины до 1% месячной заработной платы в Фонд Красного Креста РБ. Взносы берутся даже в школах — с неработающих детей, которые находятся на иждивении у родителей. «Взноситься» на крест красный заставляют даже работающих на предприятии инвалидов.

-2

БЮДЖЕТ КОРМЛЕНИЯ

Несмотря на свою публичность, в плане отчетности Красный Крест является весьма закрытой организацией. Последний опубликованный отчет касается 2019 года. Сайт организации не содержит истории отчетов. Однако нам удалось найти два отчета за 2013 и 2014 годы.

Так, в 2013 году при бюджете
$4,8 млн БОКК тратил на собственное содержание 90,9% бюджета организации и только 9,1% на уставную деятельность. В затраты БОКК входили: административно-хозяйственные расходы (12,3%), зарплата и налоги (54,4%), отчисления в секретариат и резервный фонд БОКК (10,7%), расходы на службу сестер милосердия (11,4%), укрепление материальной базы (2%) и обучение персонала (0,1%). Членские взносы дали организации в 2013 году 31,2% бюджета. Фактически из кармана граждан Беларуси, уплачивающих взносы в принудительном порядке, была оплачена треть расходов организации, которая на 91% занималась собственным содержанием, при этом еще умудрялась откладывать 10,7% от бюджета.

В 2014 году из-за мятежа на юго-востоке Украины БОКК пришлось серьезно потратиться, но и бюджет Красного Креста тоже увеличился до $6 млн. На собственное содержание было отведено только
40% средств фонда, которые как раз покрылись членскими взносами и пожертвованиями.

Данные 2019 года стали еще менее прозрачными. Точное количество своих сотрудников БОКК не публикует, ограничиваясь информацией по числу сестер милосердия. Из отчета 2014 года известно, что городские, районные и узловые организации БОКК возглавляют
160 председателей. Точный штат секретариата тоже неизвестен, по публикуемым данным он насчитывает 38 человек, но не включает обслуживающий и младший персонал: водителей, секретарей, деловодов. Поэтому сумма затрат на заработную плату в 2014 году в размере 14% от бюджета фонда не вызывает доверия.

Не вызывает доверия также сама отчетность БОКК по собственным тратам. Простой математический подсчет диаграммы
«Направления использования единого фонда, %» дает 102%, то есть превышение на два процента размера фонда БОКК. Такая методика подсчета недопустима не только в математике, как нарушающая целостность исходного числа, но и в бухгалтерском и налоговом учете, поскольку уже нарушает некоторые статьи УК РБ. Возможно, бухгалтерия Красного Креста «оперирует» в других измерениях, где не работают законы физики нашей Вселенной, но скорее всего речь идет об отсутствии учета расходования средств фонда как такового.

Данный вывод косвенно подтверждается нелесными отзывами со стороны населения о работе БОКК и распределении им гуманитарной помощи.
Роль БОКК во время массовых протестов августа 2020 года тоже всем известна. Организация, призванная предотвращать и облегчать страдания людей, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение к человеческой жизни во всем мире, самоустранилась от помощи тысячам задержанных белорусов.

Активность участия Красного Креста в жизни общества (при годовом бюджете организации чуть меньше
$4 млн) является весьма сомнительной. Сам же проект Белорусского Красного Креста стал очередной яркой игрушкой Лукашенко, призванной создать иллюзию присутствия в авторитарном государстве организаций, обеспечивающих защиту базовых прав человека. То, во что превратился Красный Крест, стало отстойником и кормушкой для функционеров от Минздрава и вышедшей в тираж номенклатуры (примером тому стал нынешний глава белорусского Минздрава Дмитрий Пиневич — министр и глава БОКК одновременно).

Данная статья не является окончательной, мы будем пристально следить за деятельностью БОКК и просим неравнодушных белорусов делиться с «Буслом» документами и информацией о работе этой псевдогуманитарной организации.

«Бусел»