Краткая история Ташкента
История Ташкента насчитывает более 2000 лет, за которые пройден путь от небольшого древнего поселения до одного из крупнейших городов Центральной Азии, столицы Республики Узбекистан. На протяжении веков город пережил много памятных событий своей мирной жизни и военных невзгод, периодов подъема и упадка. Первые сведения о Ташкенте содержатся в древневосточных хрониках 2 века до н. э., где Ташкентский оазис называется Юни и описывается как территория, входившая в состав государства Кангюй. Центром оазиса являлся одноименный город Юни. Древнее название ташкентского оазиса Чач зафиксировано в надписи 262 года персидского царя Шапура I на "Каабе Зороастра". В транскрипции китайских источников оно передано как Ши, арабских - Шаш. Впоследствии этот термин вошел в тюркские языки как Таш.
Сведения о Ташкенте содержатся в трудах математика и астронома 9-го века Хорезми. В труде среднеазиатского мыслителя-ученого 11 века Абу Райхана Беруни "Индия" происхождение названия Ташкента объясняется так: "Шаш взято из названия этого города на тюркском языке, а именно Ташканд. Наравне с Шашем название Ташкент встречается и у Махмуда Кашгарского (11 в.). Много ценных сведений по истории средневекового Ташкента известен в России в 16 веке и был внесен в Книгу Большого Чертежа под названием Ташкура. Однако, к 17 веку древнее название Шаш и другие постепенно вытесняются топонимом Ташкент. Данные древних и средневековых источников дополняются и уточняются результатами новейших археологических исследований на территории современного Ташкента.
Территорию современного Ташкента, составляющую часть оазиса, орошаемого рекой Чирчик, занимали земледельческие племена. Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия создавали здесь возможность развития еще в далеком прошлом земледелия и животноводства. Южная часть современного Ташкента, орошаемая арыком Джун, входит в этот район древнеземледельческой культуры. Открытое археологами поселение городского типа - Шаштепа стало источником дальнейшего развития здесь древней городской культуры. Во 2-1 веках до н. э. Шаштепа приобретает признаки древнего города. Налицо укрепленная оборонительной стеной круглая цитадель со зданием из сырцового кирпича и пахсы внутри нее. Внешняя оборонительная стена цитадели включала внутренний сводчатый коридор и была оформлена снаружи башнеобразными выступами, т. е. была выстроена с учетом фортификационных приемов своего времени. На Шаштепа обнаружены привозные изделия времен первых веков н.э., свидетельствующие не только о довольно широкой торговле, но и о прохождении через Ташкент ответвления Великого Шелкового Пути - одной из главных торговых магистралей древнего мира (мы считаем, что в связи с труднодоступностью по тем временам Ташкента (см. схему ниже) это была тупиковая ветка – только в Ташкент и обратно).
Некоторые находки (костяной стиль) дают возможность предположить наличие и такого признака городской культуры, как письменность. Изучение Шаштепа позволяет начать именно с него отсчет истории городской культуры на территории Ташкента и определять ее возраст в пределах не менее 2000 лет.
В первых веках н. э. весь микрооазис по протокам Чирчика, Салара, Карасу был освоен уже более, чем наполовину. Главенствующее положение занимало городище на берегу Салара, которое с полным основанием ученые считают городским ядром Ташкента первых веков н. э., достигшим наибольшего расцвета в VI-VIII вв. Вхождение в Тюркский каганат, расположение города вблизи рудной базы Карамазарских гор, близость кочевой степи, создававшая обеспеченный рынок сбыта ремесленной продукции, а также перемещение в северные районы оазиса основных торговых путей способствовали быстрому превращению его в столицу государства Чач. По описанию источников, город имел в окружности более 4-х км, включал цитадель, располагались дворец и храм, а также шахристан, застроенный домами знати, и рабад - кварталы ремесленников.
Вокруг города сложилась обширная сельскохозяйственная округа, занятая поселениями свободных общинников, замками и усадьбами раннефеодальной знати, небольшими городками. На окраинах её, особенно обращённых в сторону кочевой степи, стояли пограничные сторожевые крепости. Почти вся описываемая округа вошла в черту современного Ташкента. Арабские источники именуют этот город столицей Чача (Мадинат-аш-Шаш). Ремесленники столицы занимались обработкой металлов, выделкой орудий труда, оружия, украшений, драгоценной утвари из металла, обработкой продуктов животноводства, поступающих из степи, изготовляли хлопчатобумажные и шерстяные ткани, керамическую и стеклянную посуду, ювелирные изделия. Город был местом оживленной торговли, о чем свидетельствуют найденные монеты близких и дальних государств, от Византии на западе и до Китая на востоке. Собственную монету чеканил в столице и правитель Чача. Период расцвета торговли и ремесла отмечен также взлётом культуры. Источники свидетельствуют об особом развитии изобразительного и музыкального искусства. Несмотря на временную зависимость от Тюркского каганата, Чач сохранил свой язык и культуру. Государственным языком оставался диалект согдийского языка, согдийским письмом проставлялись титулы и имена правителей на монетах (Артачака, Шчаниябага, Тарнавча) и составлялись официальные документы. Столицей Чача была также культовым центром (земледельческие культы плодородия, огнепоклонничество, почитание обожествленных предков). Руины некоторых языческих капищ и храмов огня сохранились и на других поселениях, относящихся к этому периоду. Погребальный ритуал проводился по зороастрийскому обряду (да, с появлением Великого Шелкового пути во 2 веке в среднеазиатском регионе появился такой феномен, как зороастризм, буддизм, христианство и мусульманство).
В первой трети VIII в. города Чача, в т. ч. и его столица, подвергались опустошительным вторжениям арабских завоевателей. Столица Чача была сожжена. От причиненных разрушений город не мог оправиться. Возрождение наступило лишь в 9 веке, но не на руинах, а в 4-5 км к северо-западу, на берегу Бозсу. Город быстро развивался, вновь стал столицей Чача, называемой арабскими источниками Бинкетом. Это название встречается на серебренных и медных монетах правителей 9-10 веков как место их чеканки наряду с названиями Шаш и Мадинат-аш-Шаш. Значительного развития достигли ремёсла и торговля.
В конце 10 века - до1212 года Чач - в составе государства караханидов (воинственных тюркских племён, первоначально располагавшихся на территории вокруг Семиречья; с 8 века исповедовали Ислами). В это время начинает входить в обиход название Ташкент.
В начале 11 века, в процессе борьбы за власть с караханидами, Ташкентский оазис был разрушен Хорезм-шахом Мухаммадом.
К моменту монгольского завоевания (1220) Ташкент уступал по своему значению другим городам Маверауннахра (хотя, строго говоря, он и не относился к междуречью Амударьи и Сырдарьи).
В 14 - начале 15 веков Ташкент - в составе государства Тимура и тимуридов (сейчас Амир Тимур – узбекский национальный герой; а родился он в г. Кеше (в Бухарском ханстве) или его окрестностях, умер в 1405 году; происходил из отуреченного монгольского племени Барулас).
В этот период город вновь приобретает значение сильной крепости, расширяется его территория, развиваются производство, торговля, культура. Археологические находки, архитектурные сооружения говорят о сочетании местных традиций с элементами культуры соседних стран Востока.
В год смерти Тимура (1405) его сын Шахрух владел Хорасаном; каждый из внуков правил в Афганистане, в Азербайджане, в Фарсе, Эраке Рерсидском, в Ташкенте (здесь уже даже было собрано войско для похода на Китай). Но, как случалось уже не раз в истории, потомки Тимура перессорились между собой (до такой степени, что внука Тимура Улугбека убил его собственный сын), и империя Тимура стала разваливаться.
В начале 16 века Ташкент вошёл в государство шейбанидов – кочевых узбеков, предводитель которых Шейбани в 1500 году захватил Мавераннахр, а в 1507 году – Хорасан. Город был окружен новой крепостной стеной. Были возведены архитектурные сооружения, часть которых сохранилась.
Потомок Тимура Бабур (известный также как поэт) в 1504 году был вытеснен из Мавераннахра Шейбани, утвердился в Афганистан, где и основал новое государство со столицей в Кабуле, откуда до 1511 года безуспешно пытался отвоевать Бухару и Самарканд. Ему это удалось только после смерти Шейбани. В 1512 году он окончательно очистил страну и впоследствии основал империю Великих Моголов (на территории современных Индии, Пакистана и Южного Афганистана). Распад этой Империи начался в 1720 году, но полностью ликвидирована она была только в 1858 году.
В 17-18 веках усиливаются торгово-экономические связи Ташкента с Россией. Взаимная выгода торгово-экономических связей Ташкента с русскими городами становилась всё более очевидной. Ташкентские купцы часто посещают города Сибири. В 1739 из Оренбурга в Ташкент был направлен первый русский торговый караван.
С 18 века Ташкент был разделен на четыре части - даха. Каждая из частей имело своего правителя - хакима. В 1784 хаким Шейхантаурской части Юнус-ходжа объединил под своей властью весь город.
В начале 19 века Ташкент вновь потерял свою независимость. Он был покорен Кокандским ханом. Территория города в это время составляла 16 кв. км, население 80 тыс. чел. В городе были развиты разнообразные виды ремесла: ткацкое, деревообделочное, металлообрабатывающее, кожевенное, обувное, гончарное и др. Часть горожан, наряду с торговлей и ремеслами, занималась земледелием. Было множество хлебопекарен, чайхан и мелочных лавок. Почти все отрасли городского ремесла работали на местном сырье.
Некоторый экономический подъем Кокандского ханства в связи с расширением торговых связей с Россией способствовал росту Ташкента, который был крупным среди кокандских городов. Ташкентские беки или хакимы восставали против Коканда и на короткое время становились самостоятельными.
Не раз пыталось захватить Ташкент Бухарское ханство. Постоянные войны, увеличение налогов, произвол, злоупотребления и насилия чиновников приводили к вспышкам народных восстаний, наиболее крупные произошли в 1847 и в 1863 годах.
Вот только для Ташкента и всего Ташкентского оазиса при любом новом правителе независимость если и наступала, то не надолго. В давние времена реки и горы, окружающие этот райский уголок со всех сторон, служили достаточно надёжной защитой миролюбивому и трудолюбивому местному населению от кровожадных соседей, но люди научились строить мосты – и эта естественная защита перестала существовать. С тех пор Ташкентский оазис всегда входил в какую-то более крупную структуру. Например, после захвата территории Российской империей он был столицей Сырдарьинской области; Туркестанского генерал-губернаторства. Но это единственное «иго», в течение которого в крае наступил вечный мир, а город из захолустного городишки быстро превратился в центр промышленности и образования.
Борьба за эти територии и сегодня проодлолжаются, бриты свое не упускают. Как сказал Алишер Одилов понимать не всякий сможет, а услышать не каждый. Трудно усляшать просто людям правителей, правителей которые о личном корыстном готовы растоптать свой ...