«Экономика» вырастает из «производства», которое образует
материальную основу экономики. Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество, что же понимает экономическая теория под «ресурсами производства»? Ресурсы и факторы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей .
В современных условиях рыночного хозяйствования создание преимущественных условий для продвижения инновационных продуктов и получение дохода в условиях конкуренции, хозяйствующим субъектам трудно не только добиваться преимущества, но и удерживать его длительное время.
Поэтому производственное предприятие, должно быть конкурентоспособным в длительной перспективе, выражая «новаторское поведение», обеспечивающее экономическую победу над конкурентами за счёт интеллектуальных идей и инноваций, продвижения и реализации наукоёмких продуктов на рынке.
Следовательно, без вложения капитала в инновационный продукт, пользующийся спросом, предприятие не может достичь соответствующего положения на рынке, что и создаёт конкурентную ситуацию, побуждая активность предпринимательской инициативы к новаторству и формированию инновационного потенциала.
Несмотря на пролонгацию антироссийских санкций, ограничивающих доступ к технологическим и финансовым ресурсам, промышленность России, начиная с 2015 года, становится более диверсифицированной, и внешние вызовы воспринимаются хозяйствующими субъектами не с позиции проблем, а как дополнительные возможности для внутреннего потенциала по замещению импортной продукции, ориентации на экспортную составляющую. И, безусловно, в этом процессе особый интерес вызывает анализ и оценка реализации инновационных бизнес-процессов в субъектах малого и среднего предпринимательства, функционирующих в производственной сфере.
Основной принцип предприятия – достижение конкурентоспособности на потребительском рынке за счёт производства и реализации продукции высокого качества, соответствующего уровня безопасности и повышения уровня развития в интересах потребителей, как основы для расширения сбыта, увеличения прибыли и уровня благосостояния работников, что определено политикой предприятия.
Объём производства и реализации продукции служит показателем производственной деятельности и согласно управленческой отчётности в номенклатурной структуре преобладает производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей, стальных металлических конструкций (92% от всех видов деятельности).
Конкурентным преимуществом предприятия является использование современных материалов, автоматизация бизнес-процессов, отвечающих международным требованиям качества. Кроме того, особенностью предприятия является его организационно-правовая форма собственности, позволяющая распределять прибыль не только среди его собственников, а также по решению
Совета директоров и акционеров направляется на формирование собственного капитала, финансирование текущих финансовых потребностей, обновление производственных фондов и на другие социальные цели.
Корпоративная система управления бизнес-процессами предприятия, стремящегося к достижению конкурентных преимуществ на рынке, в том числе за счёт внедрения и реализации инновационных продуктов, должна обеспечить эффективность использования ресурсов, находящихся в его распоряжении.
В процессе практического исследования выявлены следующие проблемы, сдерживающие развитие инновационной деятельности на предприятиях.
1. Организационные:
1) нехватка и старение квалифицированных работников;
2) недостаточная оперативность управления персоналом;
3) недостаточная мощность хозяйственной базы ввиду ограничения доступа к финансовым ресурсам и нехватки собственного оборотного капитала для модернизации, что характерно для предприятий, осуществляющих деятельность в статусе малого предпринимательства;
4) мировая тенденция – поставка автоматизированного оборудования и
автоматизации бизнес-процессов в виде комплексов и линий «под ключ» с технологией и инструментом для конкретных производств;
5) преобладание относительно узкой специализации производственной и
коммерческой деятельности, что обуславливает зависимость от финансовой устойчивости и технического состояния заказчиков, что приводит к неритмичности заключения контрактов на поставку продукции.
2. Рыночные, связанные с ростом активности конкурентов на рынке и
зависимость от цен монополистов – поставщиков комплектующих изделий, материально-технических запасов.
3. Технико-производственные и коммерческие, связанные с высокой
степенью риска и зависимости от потенциальных потребителей.
Вместе с тем, на фоне возникающих кризисных явлений во внешней среде и во внутреннем окружении, повышении риска потери конкурентных преимуществ на рынке возникает необходимость корректировки политики предприятия, ориентированной на достижение его устойчивости к изменениям конкурентной среды путём инвестирования в инновационные продукты и в диверсификацию производства. Более того обусловливается поиск новых рынков сбыта, источников формирования собственного рабочего капитала, повышения инновационного потенциала в части управления бизнес-процессами и инновационного менеджмента.
Таким образом, выбор организационно-правовой формы хозяйствования и собственности, образованная организационная структура и сформированный трудовой потенциал производственного персонала обеспечивает достижение целей предпринимательства по формированию хозяйственных связей с заказчиками и доходности в виде чистой прибыли.