Весна! Совсем скоро снег растает, высохнут дороги! Время путешествий! Творческой группой «Ять» (Усть-Пристань) разработаны маршруты по Усть-Пристанскому району. Немного расскажем вам о старинном селе Коробейниково и Коробейниковской Казанской иконе Божией Матери.
Село
Коробейниково впервые упоминается в переписи 1780 г. под названием Усть-Каменный Лог. Название продержалось недолго. В 1795 г. «Сотник Иван Иванов сын Пеленева с лучшими людьми после состоявшегося 1794 года июня 23 Ее Императорского Указа дал…сказку о положении деревни Усть-Каменный Исток».
Интересно, что уже в это время существовало другое название села – Коробейниково. Старосты, составляя ревизионные сказки, иногда ошибались и писали: «Сказки N -й ревизии Барнаульской волости Томской губернии Бийского уезда, деревни Короб…», но затем спохватывались, зачеркивали «Короб» и писали: «Усть-Каменный Исток». Эти ошибки дают основания полагать, что в народе село издавна именовали Коробейниковым.
Причины названия села Усть-Каменный Лог и Усть-Каменный Исток не представляют особой загадки.
Недалеко от села до сих пор сохранились каменные карьеры, из которых добывали камень, отсюда и название Каменный Лог. В этих же местах из-под камней вытекает исток, впадающий в Чарыш. Так и назвали село Усть-Каменный Исток.
Название «Коробейниково» возникло ближе к концу 19 века в связи со множеством коробейников, которые посещали село во дни проведения крупных ярмарок, собравших население со всей округи. В разные времена года были свои ярмарки, и село приобрело статус торгового центра.
Народ в Коробейникове жил набожный и трудолюбивый. Шили шубы и обувь, катали валенки с орнаментом, поставляли на рынок до шести сортов муки, разводили лошадей на продажу, делали сыр, который славился хорошим вкусом, продавали мед, сливочное масло.
Коробейниково, как и Усть-Пристань, занимали ведущее место в торговле в Бийском уезде. Расположенные близ Колыванского тракта и водного пути, они к началу 20 века превратились в перевалочные пункты, откуда перекупщики отправляли большие партии хлеба в Барнаул и Томск.
В селе сохранились от того времени только храм и дом крестьянина – предпринимателя Островидова.
Казанский храм
В 1904 году, по случаю рождения цесаревича Алексея Романова, началось строительство каменной церкви в селе Коробейниково в честь Казанской иконы Божией Матери и было завершено в 1910. О широте размаха строительства, о красоте храма в Коробейниково, который своей величественностью мог быть украшением крупного города, можно судить и сегодня. По рассказам старожилов, кладка церкви была настолько крепкой, что когда храм пытались разрушить при Советской власти, от его стен летели искры.
По свидетельствам очевидцев, прежде чем приступить к возведению храма, в селе построили кирпичный завод, причем, глину использовали местную. А в раствор при кладке стен добавляли яйца, которые приносили все жители села. Строительство завершилось в 1910 году.
Храм поражал прихожан и благочестивых паломников. Особенно удивлял образ Казанской Божией Матери – главной храмовой иконы.
Впоследствии этот образ стал главной святыней обители и всей Барнаульско-Алтайской епархии.
Храм в годы советского атеизма подвергся, как и все прочие, поруганию. С икон были сняты ризы, а сами они уничтожены. Храм был превращен в зерносклад.
Казанская икона Божией Матери подверглась особому поруганию безбожников: она была положена у входа, чтобы входящие наступали на лик.
Спасение иконы
Икона была спасена в 1938 году. Предание рассказывает, что уроженке этих мест девице Ольге Перегудовой, прозванной в народе Олюшкой Темной, которая была слепа с младенчества, дважды являлась во сне Богородица с просьбой о спасении иконы. Ольге удалось уговорить родственницу и соседку выкрасть образ из оскверненного храма. Когда икону принесли в дом и отмыли от грязи, то увидели, что краски с ликов стерты, а посередине зияла огромная щель. Здесь же изумленным и испуганным женщинам было явлено первое чудо: икона заплакала, и был голос, сказавший: «Все, все согрешили». С этого дня в доме Перегудовых постоянно собирался народ, у иконы горела лампада и не прекращалась молитва. Олюшка Темная утверждала, что от иконы исходит сияние. В 1960 икона вместе со своей хранительницей перебралась в Барнаул. С 1966 года Олюшка находилась в благочестивой семье Шилкиных, которые ухаживали за ней до кончины.
Федор Шилкин позже рассказывал о чудесах, которые видела от иконы Олюшка.
Однажды во время молитвы Божия Матерь сказала Оле:
- Тебе надо учиться молиться.
Оля ответила:
- Божия Матерь! Я неграмотная, как я буду учиться?
Божия Матерь сказала:
- Придут люди и научат молиться.
Через некоторое время к ним в дом пришли два монаха. Принесли халат с двумя карманами. В одном кармане 60 камешков. Принесли четки, в которых сто узелков. Оля, как прочтет сто раз молитву, переложит один камешек в пустой карман. Так шестьдесят раз ежедневно, то есть шесть тысяч молитв.
- Бывало, уронит один камешек, а мы с Варварой ползаем, ищем его, - вспоминал Федор.
Сначала на Чудотворной иконе были различимы только контуры Святых Ликов. Однако Господь на молитвенный подвиг Олюшки и других верующих пред образом Божией Матери ответил явным чудом – Святые Лики стали обновляться. Особо заметным это стало на рубеже 1960-1970 гг. – постепенно лик Божией Матери с Богомладенцем обновился, поверхность иконы стала гладкой, изображение – четким, одеяния Божией Матери и Богомладенца проявились яркими красками. С тех пор обновление Иконы было уже очевидным для всех видевших ее.
Перед Пасхой в 1972 г. был сделан венок из ткани, чтобы украсить икону, и тогда икона полностью обновилась.
После ухода из жизни Шилкиных икона хранилась у верующей женщины Галины Викторовны Любицкой, будущей настоятельницы Знаменского монастыря. К тому времени храм в Коробейникове уже восстанавливался (из книги "Православный щит Алтая", авторы: епископ Рубцовский и Алейский Роман (Корнев), протоиерей Георгий Крейдун).
По благословению епископа Рубцовского и Алейского Романа, в 2017 году семьей петербургских художников Даруевых был создан житийный лист, посвященный истории обретения иконы Коробейниковской Божией Матери.
На самом деле, это уникальная "открытка", назовем его так. В ней содержится все самое важное о истории обретения иконы. Житийный лист можно приобрести в Усть-Пристанском приходе (можете написать на канал, или в сообщения в соцсетях, если кого-то заинтересует)
В 1994 году икону перевезли в уже восстановленный к тому времени храм. С этого времени по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II установлено празднование в честь перенесения иконы – Престольный праздник обители, который совершается в первое воскресенье июля.
Прославить Заступницу земли Алтайской ежегодно собираются тысячи паломников с Алтая, Сибири, да и со всей России. Традицией стал семидневный Крестный ход в с. Коробейниково из г. Барнаула, который начинается за неделю до праздника. За 250 км идут богомольцы, вознося Божией Матери свои молитвы.
Богородице-Казанский мужской монастырь
22 июля 1994 года в Коробейникове при Казанском храме с его Чудотворной иконой был учрежден мужской Богородице-Казанский монастырь.
Иночество в здешних краях восходит, как минимум, к концу 19 века. Согласно полицейским сводкам, в 1899 году здесь появился неизвестный монах – инок с Афона, и недалеко от села Усть-Каменный Исток он «самовольно устроил пещеру-молельню». По сведениям приходского священника Михаила Пенского, подвижник не внушал доверия. Его справка была оформлена с грамматическими ошибками, печать сомнительная. Тем не менее, к отшельнику приходили богомольцы с окрестных деревень и сел, а особенно много людей посещало пещерку на праздник Пасхи.
Томская консистория, не имея возможности подлинно установить личность отшельника, предписала полиции перенести иконы из пещеры в храм. Но за пещеру-молельню заступились прихожане – они потребовали вернуть иконы. Когда это происходило, пошел обильный дождь, прекративший засуху, и «возникли разговоры о видении богомольцами над местом пещер церкви с сияющими золотыми крестами и о слышании ими благовеста. В народе появилась уверенность, что здесь непременно должен открыться монастырь».
Однако иконы все же были переданы в храм, а подземелье засыпано. Забытое всеми предание исполнилось почти через сто лет: 2 июля 1994 года идею создания монастыря на базе прихода села Коробейниково высказал епископ Антоний Масендич. Вскоре она воплотилась в жизнь. Сегодня Богородице-Казанский монастырь известен далеко за пределами Алтайского края. Монастырь принимает послушников по благословению.
Помимо главной святыни Алтая, в монастыре имеется икона с частицей мощей свт. Иннокентия Иркутского, которому посвящен правый придел Казанского храма. Есть также икона с частицами мощей прпп. Иова и Амфилохия Почаевских и других угодников Божиих.
По древнехристианской традиции в обители развивается обширная хозяйственная деятельность. Сегодня монастырь имеет подсобное хозяйство, куда входит пекарня, животноводческие помещения, мастерская, гараж с техникой, пилорама.
Источник
В с. Коробейниково есть свой святой источник, повторно обретенный, как святыня, в наше время. В дореволюционные годы он славился исцелениями по всей округе.
В советские годы он был заброшен, а в последние десятилетия, когда из памяти народной почти исчезли воспоминания о святости места, рядом образовалась стихийная свалка.
Сегодня эти места расчищены, и живоносная вода снова доступна для всех.