Найти тему
Блоговест

Как в церкви можно отличить казака от русского

Оглавление

Возможно, смешно сегодня, в так называемом Русском Мире, благополучно забывшем свою, некогда великую родную речь, и погрязшем в мате, жаргонизмах и компьютерном сленге, говорить о языке церковном! Вернее даже не храмовом как таковом, а об языковых отличиях великороссов и казаков, наиболее отчетливо выраженных сегодня именно при исполнении канонических обрядов в православных храмах.

Кстати, не только в церквях, но и в бытовой речи, правда, исключительно в среде либо вымирающего поколения или среди истинно верующего православного люда.

Расти мне довелось на хуторах Верхнего Дона во времена, когда не истерлись еще окончательно в памяти народной воспоминания о Красном терроре и Гражданской войне. В 1974 году, когда мы юнцами из-под стрехи база обломок шашки достали – дядька три дня «Черный воронок» ждал. В церкви тогда молодежь не пускали и крестили нас батюшки тайно по углам своим. И только бабушки и престарелые старики доживали свой век, отвечая на приветствие традиционным «Слава Богу!»

Но вот когда после I Всероссийского Круга СКР в 91 году мы, представители Рода черкасского в одночасье перестали быть для власти преступниками лишь по факту своего происхождения, одно наблюдение долго не давало мне покоя: почему русские говорят «Спаси Господь», а служилые – «Храни Христос»?

Ни в литературе (в моем провинциальном городе не сыскать Архива древних актов), ни на просторах интернета не удалось мне найти ответа на интересующий меня вопрос. До тех пор, пока Волей Божьей, не встретился на моем пути уже к тому времени не молодой приходской священник из казаков, служивший Господу и людям в храме вымирающей деревни, затерявшейся среди просторов Черноземья. Он также доподлинно не знал ответа, но знание обычаев и уклада жизни черкассов, житейская мудрость его и Божий промысел дали мне направление для моих дальнейших поисков и размышлений.

В результате, братушки, вот к каким выводам привели меня мои мытарства. Обо всех войсках говорить не в праве, может где оно и не так, гутарить буду о Донском Присуде.

Если коротко, результаты моих поисков можно изложить так: великоросс, обращаясь к Богу-Отцу, молит Его о спасении своей души.

Казак просит Сына Божьего, как Брата своего, хранить его как в сражении на поле брани, так и в быту в отношениях с близкими и сородичами.

Вот именно этим отличался и отличаться будет казак от представителя титульной нации в церкви, пока жив наш народ! На улице мы все, как правило, русские.

Что греха таить, доказательств моей версии, на которые я мог бы сослаться здесь как на истину в последней инстанции, у меня нет.

По крайней мере для меня на сегодняшний день – это единственное разумное объяснение.

-2

Читайте, если мысли автора тронули - комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Ваши внимание и мысли нам ценны!