Найти тему
Upitko.ru: Быстро о кино

5 новых фантастических врагов человечества. Что мы знаем о них?

Оглавление

Издревле человек верил в мистические силы, которые могут ему навредить — в духов, демонов, домовых, леших и т.д., однако современность, не отменяя любовь людей к иррациональному, накладывает свои особенности на мировосприятие. Прогресс и появление новых сфер, интересных человечеству, но потенциально несущих опасность, заставляют нас придумывать себе новых врагов. Давайте в этой статье вспомним пятерку существ, которые лишь относительно недавно вошли в массовую культуру в качестве угрозы для человека. Вместе с этим мы отметим и ключевые фильмы по каждой из тем.

Инопланетяне

Кадр из фильма The Faculty. Режиссер: Роберт Родригес. Оператор: Энрике Чедьяк. Производство: Dimension Films, Los Hooligans Productions. Показ в России: West
Кадр из фильма The Faculty. Режиссер: Роберт Родригес. Оператор: Энрике Чедьяк. Производство: Dimension Films, Los Hooligans Productions. Показ в России: West

Как только человечество поняло, что рано или поздно ему придётся покорять космос — а это был 19 век, — то оно начало задумываться, а не живёт ли там кто-то опасный и способный нам навредить. Естественно, внеземных жителей стали ждать с ближайших планет и других небесных тел (а зачем далеко ходить?), что сразу же сделало частоупотребляемыми такие слова, как «марсиане» и «лунатики». Популярная в те времена так называемая «литература вторжения», эксплуатирующая людские страхи на тему предстоящей большой войны с другими державами (которая, как мы знаем, не заставила себя долго ждать), вскоре пришла к новой модели построения сюжета — когда чужаки, пытающиеся захватить, поработить или уничтожить нас, представляли собой не злых чужеземцев с иной культурой, а инопланетных агрессоров, совершенно на нас не похожих и поэтому пугающих ещё больше. Первым таким крупным литературным произведением стал роман «Война миров» Герберта Уэллса, опубликованный в 1897 году. Книга стала настолько популярной, что экранизации на нее появляются до сих пор. С того времени образ инопланетян менялся, усложнялся, постмодернизировался, однако пришельцы, которые хотят навредить человеку, из массовой культуры так никуда и не ушли. Это по-прежнему один из самых важных наших литературных и кинематографических врагов.

Ключевые фильмы об инопланетянах-агрессорах

  • Нечто из иного мира (1951), в котором инопланетянине представляют собой сверхсуществ с неограниченными возможностями и непонятными целями, в теории способных легко уничтожить всё человечество.
  • День, когда остановилась Земля (1951), в котором инопланетяне заставляют людей задуматься, а правильно ли мы строим свое общество.
  • Война миров (1953), который представляет собой экранизацию бессмертного фантастического романа Герберта Уэллса, где инопланетяне представляют собой жестоких агрессоров, желающих уничтожить человеческий вид, чтобы очистить для себя планету Земля.
  • Вторжение похитителей тел (1956), в котором инопланетяне представляют собой хитрых паразитов, пытающихся захватить нашу планету не путем военного нападения, а с помощью постепенной замены нашего вида своим.
  • Чужой (1979), в котором инопланетяне оказываются почти неубиваемыми сверхсуществами, напоминающими животных и концентрирующими на своем образе все наши страхи перед неизведанным космосом.
  • Хищник (1987), в котором инопланетяне имеют определенный кодекс чести и прилетают на нашу планету не для того, чтобы нас уничтожить, а для точечной охоты.
  • День независимости (1996), в котором инопланетяне вновь обретают привычный образ агрессоров, желающих захватить Землю.

Зомби

Кадр из фильма The Plague of the Zombies. Режиссер: Джон Джиллинг. Оператор: Артур Грант. Производство: Hammer Films, Seven Arts Productions
Кадр из фильма The Plague of the Zombies. Режиссер: Джон Джиллинг. Оператор: Артур Грант. Производство: Hammer Films, Seven Arts Productions

Термин «зомби» пришел к нам с Гаити, куда попал вместе рабами, вывезенными когда-то из современных Нигерии и Бенина. Им называли мертвецов, которых, как считалось, оживил могущественный колдун и сделал своими подручными. Для цивилизованного мира эту тему популяризировал репортёр «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук, который в 1929 году в книге «Остров магии» рассказал о своём пребывании на Гаити и общении с местной колдуньей. Магии была посвящена одна из четырёх частей произведения, получившая название «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника». Образ ожившего трупа, отличающегося заторможенностью и потухшим разумом, был тесно связан с культом виду — смесью католицизма и африканских поверий. После выхода книги кинематографистам понадобилось всего четыре года, чтобы начать эксплуатировать новую и потенциально интересную тему. Далее в течение 30 лет вышло множество фильмов, образ зомби в которых постепенно изменялся от порабощенных людей до оживших трупов и терял связь с Гаити. В 60-х тема зомби обрела второе дыхание, и ужасные мертвецы, появившиеся мистическим образом, были заменены на существ, оживленных квазинаучными способами. Современный мир же, возможно, чувствуя будущие угрозы, явил миру новых зомби — инфицированных вирусом людей, потерявших разум и обрётших нечеловеческую силу. Так или иначе, живые мертвецы до сих пор с нами и никуда уходить не собираются.

Ключевые фильмы о зомби

  • Белый зомби (1934), в котором зомби еще не были ожившими трупами, а являлись околдованными людьми.
  • Месть зомби (1943), в котором зомби предстали в более комедийном образе. А еще они здесь помогают нацистам.
  • План 9 из открытого космоса (1957), в котором образ зомби довели до абсурда, сделав ходячих мертвецов подчиненными агрессивных пришельцев. Именно этот фильм дал понять, что старым добрым зомби пора меняться.
  • Чума зомби (1966), который уже более четко закрепляет за зомби образ существ, довольно долго пролежавших в могилах перед оживанием.
  • Ночь живых мертвецов (1968), в котором у зомби открывается второе дыхание. Здесь мертвецы уже намного больше похожи на разлагающиеся трупы и меньше — на обычных людей. Они самостоятельны и больше не подчиняются какому-либо хозяину. Именно этот фильм определил образ зомби на долгие годы вперед, полностью порвав их связи с Гаити.
  • 28 недель спустя (2007), в котором зомби избавились от привычного образа и стали представлять собой быстро перемещающихся агрессивных существ, из-за вируса переставших быть людьми. Эти зомби не являются ожившими мертвецами.

Гремлины

Кадр из фильма Gremlins. Режиссер: Джо Данте. Оператор: Джон Хора. Производство: Amblin Entertainment, Warner Bros. Pictures Co.
Кадр из фильма Gremlins. Режиссер: Джо Данте. Оператор: Джон Хора. Производство: Amblin Entertainment, Warner Bros. Pictures Co.

Гремлин, напоминающий древнюю горгулью, на самом деле появился по историческим меркам совсем недавно — во время Первой мировой войны. Обычно военные списывали на этих существ различные технические неисправности самолетов и другой техники. Страх летчиков вылился в серию газетных статей, в которых серьезно обсуждался вопрос существования гремлинов. Позже, уже во время Второй мировой войны, в 1943 году, известный писатель Роальд Даль выпускает повесть «Гремлины», в которой злобные маленькие существа обретают хоть и комический, но всё же хорошо прорисованный образ. Спустя 20 лет гремлины начинают робкие попытки пробовать себя в кинематографе, которые не окончились до сих пор. В массовой культуре эти мифические существа проявляют себе не так активно, как другие участники нашей сегодняшней подборки, что, скорее всего, обусловлено слишком ограниченной сферой их деятельности и вторичностью их образов. Тем не менее, про гремлинов не забывают.

Ключевые фильмы о гремлинах

  • Кошмар на высоте 20 тысяч футов (1963), который является 123-м эпизодом сериала «Сумеречная зона». Серия использует привычный образ гремлина в не слишком привычной ситуации. Существо разрушает не военный самолет, а обычный — пассажирский — и тем самым пугает человека с аэрофобией.
  • Гремлины (1984), в котором создатели решили отойти от стандартного образа гремлина и попытались придумать для существа новую мифологию. Гремлины в ленте — это милые маленькие существа, которых ни в коем случае нельзя мочить, иначе это обернётся их превращением в зловредных и опасных монстров
  • Воздушный бой (2020), в котором гремлин вновь становится тем, кем когда-то был — мерзким существом, уничтожающим военные самолеты. Однако здесь он еще и жуткая, агрессивная тварь, способная убить человека.

Мутанты

Кадр из фильма The Fly. Режиссер: Курт Нойманн. Оператор: Карл Штрусс. Производство: 20th Century Fox Film Corporation, Regal Films
Кадр из фильма The Fly. Режиссер: Курт Нойманн. Оператор: Карл Штрусс. Производство: 20th Century Fox Film Corporation, Regal Films

Людям всегда хотелось смешать человека и животное, создав существо, обладающее качествами обоих видов. В Древней Греции был Минотавр и кентавры, в европейском фольклоре — оборотни, в японской мифологии — Тэнгу. Однако только в конце 19 — начале 20 веков под образ получеловека-полуживотного вместе с развитием генетики подводится хоть какая-то научная база. В комиксах, литературе и кинематографе начинают появляться самые разные мутанты — одни имеют явное или опосредованное отношение к животным (Человек-Паук, Росомаха, Саблезубый, Черепашки-ниндзя), другие просто представляют собой людей, обладающих сверхспособностями (Флэш, Зеленый Фонарь, Дэдпул). Некоторые из грозных мутантов становятся защитниками человечества, другие — его врагами. Рассуждения о существах, представляющих собой следующую ступень людской эволюции, оказались как никогда актуальны именно сейчас — когда наука подбирается к массовой манипуляции человеческими генами всё ближе и ближе. Естественно, это рождает и страхи.

Ключевые фильмы о мутантах

  • Остров потерянных душ (1932), в котором экранизировали роман Герберта Уэллса 1896 года написания «Остров доктора Моро». Как и в первоисточнике, речь в фильме идет о биологических экспериментах по созданию зверолюдей.
  • Муха (1958), в котором адаптировали одноимённый рассказ Жоржа Ланжелана 1957 года написания. По сюжету, ученый, работающий над технологией телепортации, случайно перемешивает свои атомы с атомами мухи и из-за этого превращается в получеловека-полумуху.
  • Проклятые (1963), в котором экранизировали роман Х. Л. Лоуренса «Дети света». Речь в фильме идет о детях-мутантах, способных жить в радиоактивных условиях.
  • Под планетой обезьян (1970), в котором продолжается история разумных приматов, а вместе с тем рассказывается о хладнокровных людях-мутантах, общающихся друг с другом с помощью телепатии и поклоняющихся кабальтовой боеголовке.
  • Люди Икс (2000), после которого голливудские боссы поняли, что супергеройские истории могут приносить очень неплохие деньги. Это вскоре обернулось целой серией подобных фильмов, бюджеты которых составляют сотни миллионов долларов, а кассовые сборы — в десятки раз больше.

Роботы

Кадр из фильма The Day the Earth Stood Still. Режиссер: Роберт Уайз. Оператор: Лео Таве. Производство: 20th Century Fox Film Corporation
Кадр из фильма The Day the Earth Stood Still. Режиссер: Роберт Уайз. Оператор: Лео Таве. Производство: 20th Century Fox Film Corporation

Образ искусственного существа, способного действовать автономно, был известен давно. Можно вспомнить и древнегреческую Галатею, и еврейского Голема, и скандинавского Мёккуркальви. Однако все они так или иначе существовали не без помощи мистики. Позже, уже на основе механики, с заводными прообразами современных роботов работали Аль-Джазари, Леонардо да Винчи и многие другие изобретатели. Дальше образ робота только усложнялся, а вместе с развитием науки и технологий всё больше и больше обрастал популярностью. В 1920 году появляется термин «робот», придуманный чешским писателем Карелом Чапеком и использованный в пьесе «Россумские универсальные роботы». Параллельно с тем, как в 20 веке люди начали использовать автоматические устройства, действующие дистанционно от управляющего или по алгоритму, в массовой культуре почти сразу начали появлялся образы роботов, способных не только на агрессию против своего создателя, но и на маскировку под человека. В кино и литературе разумные машины и сейчас не перестали изображать из себя людей и пытаться нам навредить.

Ключевые фильмы о роботах

  • Метрополис (1927), в котором появляется робот, способный выдавать себя за человека и выполнять вредоносные миссии.
  • День, когда остановилась Земля (1951), в котором появляется неубиваемый робот, являющий чем-то вроде «старшего брата» — он контролирует инопланетное общество и не даёт тому создавать оружия. Искусственный гигант в этом фильме предстает перед нами идеальным и несокрушимым созданием.
  • Бегущий по лезвию (1982), в котором экранизировали роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В фильме изучается вопрос о том, что значит, быть человеком, и способен ли андроид стать человечнее своего создателя.
  • Терминатор (1984), в котором эксплуатируется страх перед разумной и хладнокровной машиной для убийств, способной выдавать себя за человека, а также перед мощным искусственным интеллектом, желающим уничтожить людской род.
  • Робокоп (1987), в котором робот с человеческим мозгом начинает осуществлять функции стража порядка, сражается с другими роботами, но не забывает, что когда-то был человеком.
  • Призрак в доспехах (1995), в котором обсуждается тема того, что делает человека человеком в мире, где грань между роботом и биологическим организмом размыта.
  • Искусственный разум (2001), в котором задаётся вопрос о том, способен ли робот заменить ребёнка и можно ли считать его любовь к матери настоящей.

В принципе, всё. Когда я уже доделал этот пост, то немного пожалел, что ограничил мутантов человекоподобными представителями, потому что существует еще много фильмов про всяких гигантских муравьев и пауков. А кого бы вы добавили в эту статью? Или, возможно, у вас будут какие-то другие идеи для будущих постов?

Не забывайте, что ваши лайки, репосты и подписки напрямую влияют на развитие канала, так что большое и искреннее вам за них спасибо!

Подписывайтесь на мое сообщество на ВКонтакте.

С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!