Вы замечали, как по-разному может прозвучать критика? После одних замечаний чувствуешь себя словно грязью облитой и хочется или провалиться сквозь землю, или зарыдать в голос, или швырнуть в обидчика степлером. А после других хочется немедленно исправить ошибки и поскорее отправить новую и самую лучшую версию своей работы.⠀
И все дело в том, как именно высказать человеку критику. Здесь у меня много руководителей и тех, кто ждёт повышения, поэтому вот вам простые правила критики коллег:
⠀
Всегда помните, что вы друг, а не враг.⠀
Покажите, что вы в одной лодке и искренне хотите добиться хорошего результата, а не унизить коллегу.⠀
❌ «Это совершенно никуда не годится, как можно было такое сделать. Срочно переделывай»
✅ «Вижу, что ты поработал над этим, и я хотела бы предложить от себя пару идей. Обсудим?»
⠀
Говорите о результате, а не о человеке.
❌ «Ты ужасно невнимательный, и тебе, видимо, абсолютно все равно, что из-за твоих ошибок вся команда страдает»
✅ «Я точно помню, что в прошлый раз этот отчёт у тебя получился просто отлично. Давай и в этот внесём небольшие правки, как ты делал в тот раз»
⠀
Не критикуйте на глазах у команды
Критику всегда обсуждайте с глазу на глаз, а вот хвалить лучше прилюдно
❌ «А теперь посмотрите все, что сделала Маша, и никогда это не повторяйте»
✅ «Маша, задержись после совещания на пару минут - обсудим с тобой один момент»
⠀
Не обесценивайте труд человека
Поблагодарите хотя бы за то, что сотрудник потратил время на выполнение задачи.
❌ «Это вообще не то, что я просила. Здесь криво, там косо»
✅ «Спасибо, я вижу, что ты хорошо постарался. Давай попробуем представить это в ещё одном формате - возможно, так будет удобнее. Что скажешь?»
⠀
И помните - уважительное отношение к сотруднику и его труду всегда вызывают ответное чувство признательности. В такой обстановке работа идёт куда продуктивнее, чем там, где критика перерастает в психологический прессинг.
А у вас бывали случаи, когда критику вам высказали в обидной форме? Как отреагировали?