Ученые Южно-Уральского государственного университета участвуют в создании перспективных авиационных двигателей. Их будут использовать в отечественных самолетах: двигатель ПД-14 предназначен для узкомагистрального МС-21, а ПД-35 – для широкофюзеляжного воздушного судна.
Работа ведется в рамках проекта «Исследование и разработка технологии изготовления лопаток из интерметаллидного сплава TNM-B1 в электрокорундовых керамических формах на алюмозольном связующем для турбины перспективного гражданского авиационного газотурбинного двигателя методом литья». Ученые ЮУрГУ разрабатывают процессы литья лопаток последних ступеней турбины для авиационного двигателя ПД-35.
Новую технологию высокоточного литья турбинных лопаток из интерметаллидного сплава TNM-B1 для ПД-35, по плану, создадут в 2021 году. Двигатель ПД-14 на сегодняшний день уже находится на стадии промышленных испытаний.
«Главным инновационным решением является литье турбинных лопаток в экологически чистые и термохимически стойкие формы на основе корунда и алюмозолей. При этом литье инерметаллидного сплава TNM-B1 осуществляется с применением защитной инертной атмосферы из аргона в специальной плавильно-заливочной установке», – рассказал д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Литейное производство» Политехнического института ЮУрГУ Борис Кулаков.
На сегодняшний день литье лопаток по выплавляемым моделям является одним из способов, который позволяет в промышленном масштабе наиболее экономично получать высокоточные литые заготовки.
Работа над двигателем сверхбольшой тяги ПД-35 запланирована до 2028 года. Цикл разработки составляет около 10 лет. Двигатель характеризуется высокой экономичностью и использованием инновационных решений в процессе создания. Список используемых новых технологий включает 18 направлений работы, каждое из которых выполняют отечественные организации.