Иван Иванович Копец был командующим ВВС Западного Особого военного округа, позднее Западного фронта. Узнав, что в первые часы войны воздушным налетам противника подверглись 26 аэродромов округа, и авиация, находящаяся под его командованием, потеряла 738 самолетов, из них 528 - на аэродромах, И. И. Копец застрелился в своем служебном кабинете. Таким образом он избежал трагической судьбы командования Западным фронтом, приговоренного к расстрелу по приговору Верховного Суда от 22 июля 1941 года - командующего Западным фронтом генерала армии Павлова Д. Г., начальника штаба фронта генерал-майора Климовских В. Е., начальника связи фронта генерал-майора Григорьева А. Т., командующего 4-й армией генерал-майора Коробкова А. А., начальника артиллерии фронта генерал-майора Клича Н.А.
Иван Иванович Копец родился 19 cентября 1908 года в Царском Селе в семье рабочего. Окончив в 1925 году 8 классов школы. С 1927 года в Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу, в 1929 году Качинскую военную авиационную школу пилотов, после школы оставлен в ней летчиком-инструктором. В 1932 году Иван Копец в полете попал в тяжелую аварию на разведчике Р-5, не пострадал, но самолет был полностью разбит и восстановлению не подлежал. Военный трибунал Московского военного округа приговорил его к 3 годам лишения свободы без поражения в правах и в декабре 1932 года Иван Копец попал в тюрьму. Постановлением ЦИК от 23 февраля 1933 года он попал под амнистию со снятием судимости, и вернулся в свою часть на должность - инструктора-летчика. В 1935 году учился на курсах усовершенствования высшего начсостава при Военной академии Генерального штаба. Служил младшим летчиком 70-й отдельной истребительной авиационной бригады при Военно-Воздушной академии имени Жуковского.
В середине сентября 1936 года после начала гражданской войны в Испанию тайно прибыли для оказания интернациональной помощи первые 4 советских летчика-истребителя: И. Копец, А. Ковалевский, Е. Ерлыкин и П. Пумпур. СССР не афишировал свою помощь, наши летчики воевали там под псевдонимами: Копец - "Хозе", Ковалевский - "Казимир", Ерлыкин - "Педро", Пумпур - "Хулио". К тому времени поставки советских самолетов в Испанию еще не начались, и наши пилоты вынуждены были драться с фашистами на устаревших бипланах "Ньюпор-52".
Первыми на прикрытие республиканских бомбардировщиков от нападавших фашистских истребителей "Хейнкель-51" поднялись Иван Копец и Антон Ковалевский. Силы были отчаянно неравные, но атаку фашистов удалось отбить. Очевидцы того боя вспоминают, что самолеты Копеца и Ковалевского были изрешечены пулями. Обладая уникальной техникой пилотирования, Иван Копец умудрялся успешно сражаться с врагом даже на устаревших самолетах. Когда из-за повреждений не стало возможности летать на "Ньюпорах", он пересел сначала на "Луар-46", а затем на "Девуатин-371", освоил все имевшиеся на вооружении республиканцев самолеты, летал даже на трофейном "Фиате-32".
Летное мастерство только возросло после прибытия в Испанию его любимых истребителей И-15.
3 января 1937 года за образцовое выполнение специальных заданий правительства старший лейтенант И.И. Копец был награжден орденом Красного Знамени. В мае 1937 года после возвращения в СССР командующего истребительной авиацией республиканских ВВС комбрига П. Пумпура, его обязанности исполнял Иван Копец. Покинул Испанию 17 июня 1937 года. 21 июня 1937 года И.И. Копец был удостоен звания Герой Советского Союза. В представлении к званию Герой Советского Союза указывалось:... "Старший лейтенант Копец - бесстрашный летчик-истребитель, героически дравшийся с фашистской авиацией с первых дней гражданской войны в Испании… В качестве командира группы истребителей И-15 тов. Копец участвовал почти во всех воздушных боях над Мадридом. Он имеет более 300 часов боевого налета. Лично им сбиты три "Хенкейля" и два "Фиата". Тов. Копец по праву занимает одно из первых мест среди летчиков истребительной авиации, боевая слава которых широко распространена не только в воздушных, но и в наземных частях республиканской армии". И.В. Сталин лично утвердил представление к награде, зачеркнув при этом звание "старший лейтенант" и вписав "полковник".
Вскоре он был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа, 22 февраля 1938 года получает воинское звание комбриг. Участвовал в советско-финской войне. Командовал ВВС 8-й армии в составе 49-го истребительного авиаполка (58 И-16 и И-15), 72-го скоростного бомбардировочного авиаполка (33 СБ) и 5 самолетов-корректировщиков Р-5, которые базировались на аэродроме Бесовец в районе Петрозаводска.
В ходе боев 18-я стрелковая дивизия 8-й армии в результате непродуманного приказа командования о продвижении вперед была окружена противником и оказалась в чрезвычайно тяжелом положении… Одна из наших танковых бригад и часть стрелковой дивизии вырвались вперед, но дальнейшее продвижение застопорилось, горючее кончилось. Финны использовали подвижные отряды лыжников-автоматчиков и блокировали советские части, танкисты и пехотинцы организовали круговую оборону. У окруженных кончались боеприпасы и продовольствие. Надежда была только на авиацию. И.И. Копец сумел организовать доставку по воздуху всего необходимого для зажатой в кольцо группировки войск. Экипажам самолетов приходилось прорываться сквозь зенитный заслон, чтобы сбрасывать осажденным бочки с горючим, мешки с продуктами питания, патронами и снарядами, медикаментами и теплой одеждой. В этот момент в состав ВВС армии входили 18-й, 13-й и 48-й скоростные бомбардировочные и 39-й и 11-й легкобомбардировочный авиационные полки. Все они были задействованы для снабжения окруженных частей.
После окончания боевых действий И.И. Копец был награжден орденом Ленина. С 14 по 17 апреля 1940 года состоялось совещание при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по обсуждению опыта боевых действий против Финляндии. 16 апреля 1940 года на совещании выступил комбриг И.И. Копец, он доложил собравшимся об опыте действий ВВС 8-й армии. 4 июня 1940 года Иван Иванович Копец получил звание генерал-майора авиации, возглавив ВВС Белорусского военного округа. В октябре 1940 года Копец попал в аварию, при полете на аэродром Высоко - Мазовецкое у И-16 не вышли шасси, и при вынужденной посадке генерал серьезно повредил левый глаз. По выздоровлении был направлен на курсы повышения квалификации в Военной академии, после окончания курсов в марте 1941 года вернулся на должность командующего ВВС ЗапОВО.
ВВС Западного Особого Военного Округа состояли из 9-й, 10-й и 11-й смешанных авиационных дивизий, 12-й и 13-й бомбардировочных авиационных дивизий, 43-й истребительной авиационной дивизии, 313-го и 314-го отдельных разведывательных авиаполков, девяти эскадрилий корректировочной авиации. В стадии формирования находились две истребительные и одна бомбардировочная дивизии. Всего имелось 1789 самолетов: 876 истребителей, 695 бомбардировщиков, 70 штурмовиков, 154 разведчика. Кроме этого, в состав ВВС округа входил 3-й дальнебомбардировочный авиационный корпус, состоявший из 52-й и 42-й дальнебомбардировочных авиационных дивизий. Корпус имел 295 самолетов: 1 ДБ-3, 201 ДБ-3Ф и 93 ТБ-3. Боеготовность и техническое состояние частей ВВС округа, оказалось ниже всякой критики. Комиссия, проверявшая боевую готовность авиационных частей ВВС округа, по состоянию на 15 апреля 1941 года, сделала вывод: "...Истребители - не боеспособны (в воздухе почти не стреляли, воздушных боев не вели), бомбардировщики ограниченно боеспособны (мало бомбили, мало выполняли маршрутные полеты)".... Комиссия также отметила отсутствие маскировки и ПВО аэродромов, неудовлетворительную организацию оповещения.
Комиссия Генштаба в мае 1941 года проверила мобилизационную готовность ВВС округа. Было отмечено - 6-й бомбардировочный авиационный полк перевооружается на новую матчасть; 98-й, 207-й, 212-й дальнебомбардировочные авиационные полки в стадии формирования; 207-й дальнебомбардировочный не обеспечен самолетами; 215-й и 29-й бомбардировочные авиационные полки не укомплектованы личным составом; 126-й, 160-й, 161-й, 162-й, 163-й истребительные авиационные полки имеют некомплект личного состава и материальной части. Ограниченно годны 124-й истребительный авиационный полк и 96-й дальнебомбардировочный авиационный полк.
Очень плохое положение в ВВС округа было со связью. В гарнизонах не хватало обыкновенной телефонной связи. В 9-й смешанной авиационной дивизии из 21 оперативного аэродрома ни один не имел выходов в проводную связь ВВС ЗапОВО. Обеспеченность радиосвязью составляла 53 %. 20 мая 1941 года И.И. Копец отметил в своем приказе, что в восьми полках и управлении смешанной авиационной дивизии нет ни одной радиостанции, большинство командиров рот и взводов связи имеют уровень подготовки низкий. О плохом состоянии авиации округа в "Записке по плану действий войск в прикрытии на территории ЗапОВО" докладывал в Москву и командующий ЗапОВО Герой Советского Союза генерал армии Д.Г. Павлов: "По состоянию на 1 июня 1941 года: укомплектованность старой матчастью 40-60 процентов, нет запасных авиамоторов, особенно на СБ.
По истребительной авиации: а) полностью укомплектованы новой матчастью 4 авиаполка (41-й, 124-й, 126-й, 129-й); б) полностью укомплектованы старой матчастью 7 авиаполков (123-й, 122-й, 127-й, 160-й, 161-й, 162-й, 163-й); в) имеет только 44 самолета 1 полк (33-й); г) совершенно не имеют матчасти, личного состава 8 авиаполков (182-й, 183-й, 184-й, 185-й, 186-й, 187-й, 188-й, 189-й).
По бомбардировочной авиации: а) полностью укомплектованных новой матчастью нет; б) укомплектованы до штата старой матчастью 2 авиаполка (13-й, 121 -й).
По штурмовой авиации: Из двух имеющихся полков полностью укомплектован матчастью 1 полк - 74-й и имеет только 15 самолетов 215-й полк".
Структура организации ВВС округа была неудачной. ЗапОВО крупных авиационных объединений не имел, соединения распределялись между округом и армиями, и централизованного управления авиацией не было. Часть соединений ВВС подчинялись командованию полевых армий и не подчинялись руководству ВВС округа. Треть авиационных дивизий были смешанными, имевшими на вооружении и бомбардировщики, и штурмовики, и истребители, что затрудняло эксплуатацию. Освоение новой техники шло медленно, ощущалась нехватка боеготовых экипажей. Как командующий ВВС округа, И.И. Копец часто бывал на аэродромах вверенных ему частей, занимаясь преимущественно контролем переучивания летчиков на новых самолетах, однако устранить недостатки в управлении ВВС и повышении боеготовности авиации округа И.И. Копец не смог. Остро ощущался недостаток аэродромов. Часть из них не имела необходимого оборудования, подъездных путей, средств связи, емкостей для горючего, запасов боеприпасов. Часть аэродромов истребительной авиации находилась в непосредственной близости от государственной границы. Из-за недостатка аэродромов и реконструкции имевшихся, на некоторых из них скопилось много самолетов.
22 июня 1941 года в 3.15 утра первая волна в составе 637 немецко-фашистских бомбардировщиков и 231 истребитель пересекли советско-германскую границу. При налете на аэродромы ЗапОВО немецкая авиация направила основной удар на аэродромы 9-й смешанной авиационной дивизии генерал-майора авиации Черных, в которой было сосредоточено большинство недавно поступивших на вооружение истребителей МиГ-3. Командир 11-й смешанной авиационной дивизии полковник Ганичев погиб во время воздушного налета. Во время следующего налета был тяжело ранен вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев. В 10-й смешанной авиационной дивизии полковника Белова в результате бомбардировок два полка полностью потеряли материальную часть. 43-я истребительная авиационная дивизия генерал-майора авиации Захарова была единственной истребительной дивизией ЗапОВО, не понесшей потерь утром первого дня войны, так как базировалась в районе Орши. И.И. Копец около 6 часов утра дал приказ Захарову прикрыть двумя полками Минск, одним полком Барановичи, и еще одним полком Пуховичи. В 9.30 22 июня И.И. Копец передал 9-ю, 10-ю и 11-ю смешанные авиадивизии в оперативное подчинение командующим общевойсковыми армиями, это решение было ошибкой, так как часть сил ВВС округа фактически оказались вне его распоряжения, а командование армий в тот момент не могло эффективно управлять армейской авиацией. С середины дня И.И. Копец активно использовал бомбардировочную авиацию 12-й, 13-й бомбардировочных авиадивизий и 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, нанесших бомбовые удары по переправам, аэродромам и наступающим колоннам немецких войск. Вылеты были результативны, но проходили без истребительного прикрытия и привели к большим потерям бомбардировщиков.
22 июня 1941 года ВВС ЗапОВО (Западного фронта) произвели 1896 самолетовылетов, хотя обстановка требовала вдвое больше. Однако осуществить это не удалось из-за потери управления штабом ВВС фронта. Всего в первый день войны ВВС Западного фронта потеряли: 528 самолетов сгоревшими на аэродромах, 133 - сбитыми вражескими истребителями, 18 - зенитным огнем, 53 - не вернувшимися с боевого задания по невыясненным причинам. Кроме того, 1 самолет потерпел катастрофу, 2 - аварию и 3 - совершили вынужденные посадки. Общие потери составили 738 самолетов из 1453 исправных, имевшихся в округе. По донесениям участвовавших в боях советских пилотов, им удалось уничтожить 143 вражеских самолета.
Во время службы в Минске И.И. Копец подружился с начальником 3-го отделения Особого Отдела НКВД по ВВС ЗапОВО старшим лейтенантом ГБ В.Н. Рыбаковым, тот страстно хотел стать пилотом, и Иван Иванович преподавал ему основы летного мастерства, совершая совместные вылеты на учебных самолетах У-2 и УТИ-4. Начальник Особого Отдела НКВД ЗапОВО старший майор ГБ П.Г. Бегма вечером 21 июня 1941 года получил спецсообщение из Москвы об "изъятии генерала И.И. Копец по вновь открывшимся обстоятельствам". Бегма и Копец были лично знакомы и поддерживали хорошие отношения. Около двух часов ночи 22 июня 1941 года по телефону ВЧ П.Г. Бегма лично предупредил И.И. Копеца о предстоящем аресте. Через несколько минут об этом же сообщил Копецу его друг Василий Рыбаков.
22 июня 1941 года в 18 часов, когда примерная обстановка и уровень потерь советских ВВС стали известны, и зная о неминуемом аресте, командующий ВВС ЗапОВО генерал - майор авиации И.И. Копец застрелился в своем кабинете.
Список источников. Красные соколы.Советские летчики 1936-1953. Копец Иван Иванович; https://ru.wikipedia.org/wiki/ Копец Иван Иванович; Авиационная энциклопедия Уголок неба. Копец Иван Иванович; Авиация Второй Мировой.Организация ВВС РККА 1941-1945; http://eurasian-defence.ru/?q=node/24408 Копец Иван Иванович; https://www.peoples.ru/military/hero/ivan_kopec/Биография Иван Копец; http://tm-courier.ru/2015/07/18/osobisty-predupredili-ob-areste/; http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1058;