Найти в Дзене
Культурное Кино

«Лига Справедливости» Снайдера: curb your Warner Bros.

Оглавление

Вводная ремарка

Я не смотрел «Лигу» 2016-го года, которую заканчивал Уиден. Предпочитаю не заниматься эстетическим мазохизмом, потому смотреть чудо, которое ругали даже те, кто защищал «Чудо-Женщину», «Отряд самоубийц» и (помилуй…) «Бэтмен против Супермена», — последнее занятие в моем списке дел «пока не сыграл в ящик». Странно было наблюдать и за искренним удивлением фанатов, которые почему-то думали, что случится чудо и студийный Франкенштейн окажется отточенным и блестящим слитком золота, и за тем, как люди настолько пытались хранить веру в любимых героев, что серьезно просили версию Снайдера. О «Снайдеркате» молили так долго и интенсивно, что сложилось впечатление, будто аудитория не помнит, что провальный «БпС» тоже сделал Зак. То есть спасение киновселенной хотели доверить режиссеру, который не просто не умер от смеха, когда Аффлек на съемках орал: «Почему ты сказал это имя?!» — но и серьезно рассуждал о значимости этого момента в интервью. Но крики мольбы в сторону Warner раздавались не только от фанатов, но и от актеров, продюсеров, режиссеров, так что на секунду появилась вера в то, что Зак все исправит.

Немного о моем отношении к Снайдеру

С точки зрения цветокорра — это мой режиссер блокбастеров. Я неоднократно писал о том, что люблю холодные цвета в драмах, но от Заковской в меру холодной и неадекватно мрачной палитры, которая резко отличается от того, что привычно видеть в большинстве крупных проектов (особенно в супергероике). Зак снимает так, как я обычно обрабатываю фото, потому глазами я люблю его картины. Да и реализм в супергероике меня всегда привлекал больше, чем веселье и легкость, а кредо Снайдера как раз в том, что чем кадр мрачнее, тем он реалистичнее — и кредо, надо сказать, правдивое.

Но вообще к режиссерскому стилю постановщика есть вопросы

Снайдер любит включать на максимум режимы Ридли Скотта с горой библейских отсылок и Бондарчука младшего с ненужным слоу мо, из-за чего его фильмы становятся неоправданно длинными и чрезмерно (лже)глубокомысленными. Я бы хотел, чтобы Зак снял клип на песню моей воображаемой хэви-металл группы, но вряд ли отдал бы ему свой воображаемый сценарий полнометражки. В библейских отсылках вообще нет ничего плохого, особенно когда с их помощью пытаются разобрать культовые сюжеты, но засовывать их в каждый кадр — это перебор. Спросите робота из «Чужой: Завет».

Постер «Завета»
Постер «Завета»

Ну и что там с «Лигой»

Ну слушайте, странно было ждать, что «Лига» Снайдера внезапно заставит братьев Руссо кусать локти и плакать на могиле Стэна Ли, из-за того, что великий Зак отправил киновселенную Marvel в соседнюю яму. Есть определенная основа, от которой «Лиге» никак не уйти — особенно, если учесть, что эту основу Снайдер и положил. Да, у него неплохой Супермен, да у него неплохой Бэтмен, но экшен местами дико скучный, а драки Чудо-Дамы (Галь Гадот) вообще стоит убрать из фильмов DC, чтобы не позориться. Тем не менее, мое отношение к фильму прошло три ключевые стадии, которые я ночью описывал в сообщениях спящему другу.

Стадия первая: блевотная (первые 30-40 минут)
Первые полчаса «Снайдерката» своей несмотрибельностью явно выдают то, что некогда картина была частью многострадальной киновселенной DC. В ней по-прежнему есть Чудо-Женщина, которая поразительным образом не выглядит как посмешище только в те моменты, когда предстает перед нами как Диана, а не как героиня с нарукавниками и странной броней: вы меня простите но экшен в сцене с освобождением заложников стыдно смотреть. В ней все еще есть Амазонки, которые не просто держат планку пафоса, но и поднимают ее до каких-то невиданных высот: сцены с ними не «как всегда говно», а нечто особенное, потому что так долго и многозначительно орать о женской силе и великой миссии перед тем как отхватить от суперзлодея, потому что в арсенале у тебя только стрелы и копья, уметь надо. Все это великолепие спасают только Брюс Уэйн (Бен Аффлек) и Артур-Аквамен (Джейсон Момоа) и призрачная вера в то, что все наладится.

Стадия вторая: пациент идет на поправку (промежуток примерно с сороковой минуты до полуторачасовой отметки)
Тут Снайдер будто начинает понимать, что делает с историей. Герои развиваются, экшен становится интереснее, Диана преображается, Степной Волк светит милой мордашкой и проговаривает какую-то мотивацию (она хоть и существует просто на словах и в виде «блин, я так сожалею о том, что сделал, я все исправлю», т.е. не дает нам примерно ничего, но все-таки существует и оставляет чувство, что все происходящее не бессмысленно). Но минусы все еще тут. Киборг, которого во всех рецензиях выделяют как персонажа, выигравшего в «Снайдеркате» больше всего дополнительных очков, все-время злится на папу, которого мы знаем 2 минуты за то, чего мы не понимаем вовсе: он каждый раз бросает в папку убийственные панчи из разряда «ты-то знаешь, как создать монстра» или «если бы умер ты, была бы жива мама», из-за которых мы будто должны забыть, что отец спас ему жизнь, а социопатия героя — исключительно его внутренняя боязнь показать себя миру, а не чья-та вина. Фанаты, конечно, оправдают это тем, что гениальный Зак белыми нитками зашил сюда комментарий об изгоях в обществе, но я не покупаю такие объяснения: хватит оправдывать дыры социальными высказываниями — если автор хочет что-то сказать, нужно зрителя в этом убедить, а не просто вывалить на него посыл как данность. Другая проблема — слоу мо, которое не бесило бы так сильно, не тяни оно хронометраж. Если ускорить все моменты, которые Зак необоснованно замедлил, картина вполне может подобраться к прокатному хронометражу и отправиться в кинозалы. Особенно мне «нравятся» моменты, когда Чудо-Женщина смотрит на свою цель, кадр при этом замедлен, а на фоне играет удивительно смешная в своей пафосности заунывная музыкальная тема героини. Правда, хочется смеяться. И плакать.

Киборг в «Снайдеркате»
Киборг в «Снайдеркате»

Стадия третья: shut up and take my money
Тут скажу о главном: я не собирался смотреть «Снайдеркат» вообще, но в итоге посмотрел за один раз и абсолютно не жалел, потому что вторая половина картины — это разнос всего. Во-первых, мне нравится командное взаимодействие «Лиги»: у каждого героя свой характер, но они не существуют обособленно даже в самых мелких моментах. То есть, если Флэш пошутит, то шутку может подхватить Бэтмен, а Киборг может поддержать разговор — в «Лиге» нет фирменной марвеловской манеры давать герою тупую реплику, чтобы после нее остальные герои либо осуждающе на него посмотрели, либо отметили, какую ерунду он сморозил. К тому же, концовка дает ответ на вопрос, зачем Супермену (Генри Кавилл) нужны остальные, который, например, совершенно не очевиден если Супса поменять на читерскую супергероинессу или как там еще можно назвать Капитана Марвел: Кал-Эл может без проблем побить любого сильного гада, но избежать апокалипсиса ему помогает команда. Это, конечно, не понадобилось бы, будь Супс жив остальные 3 часа фильма, но все-равно: это и есть, и за это мы благодарим Зака.

Джокер Джареда Лето и очередная библейская отсылка
Джокер Джареда Лето и очередная библейская отсылка

И главное: расширенная сцена с кошмаром Бэтмена — это нечто. Я бы хотел посмотреть историю об этом мире. Боже, природа там настолько загрязнилась, что Джокер Лето стал охеренным. Он все еще странно смеется, но под чистую уделывает в кавычках «Джокера» из в кавычках «Джокера» Тодда Филиппса. Он шикарно взаимодействует с Бэтменом и меня почему-то особенно зацепил обмен репликами про Робина и Харли. В общем, Зак Снайдер — молодец, визионер, художник и боец.

Самый важный вопрос: нужно ли смотреть «Снайдеркат»

Конечно, нет. Это не определяющая картина для жанра, не эпохальное кинематографическое событие и не переворот игры. Но стоит ли новая-старая «Лига» потраченных четырех часов? Однозначно. Говорят, что вселенную Снайдера Warner возрождать не будут, что обидно, потому титра to be continued ждать не стоит, но как фильм в вакууме «Лига» Снайдера очень сильна. Хотя, лицо Степного Волка я бы взял у Уидена, потому что злиться на Снайдеровского милашку невозможно.