Найти в Дзене
Сахалинец Я!

Период Карафуто на примере одного города.

Городская ратуша города Маока в период Карафуто. 1930-40 год.
Городская ратуша города Маока в период Карафуто. 1930-40 год.

Так вышло, что моя малая родина несколько раз за время существования преображалась. Она была и поселением для племён Айнов и называлось Маука, была под оккупацией японцев и сменило имя на созвучное Маока. А после СССР именовал город Холмском. И по ныне данный населённый пункт носит данное имя.

Японская оккупация проходила с 1905 по 1945 год и оставила множество следов, которые можно встретить и в настоящее время. Что то сгнило и ушло под землю, что то преобразовалось и начало новую жизнь, а иное осталось в первозданном виде, временами обновляясь и ремонтируясь.

В данной статье я и хотел бы рассказать про период Карафуто. Период когда Южная часть Сахалина по 50 параллель принадлежала Японии. Но в интернете много материала про данный период истории острова. Мой взгляд будет более локальным. Как проходила жизнь в префектуре Карафуто будет изображено на примере жизни одного города. Маока. Считаю, что так будет проще и легче понять, что вообще происходило на острове и как жили японцы.

Ну что приступим.

Улицы Маока 1915-1925 год.
Улицы Маока 1915-1925 год.

В 1905 году в следствие Портсмутского мира миром , подписанным 23 августа ( 5 сентября ) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.

После войны в селения в районе Мауке осталось всего 40 семей, и те вскоре вернулись в Российскую империю. На место этих семей пришли японские рыбопромышленники, что выкупили побережья поселения. Предпринимателей заинтересовало селения на берегу незамерзающей бухты.

Переселенцам, что прибыли покорять Сахалин, казна выдавала небольшую субсидию на строительство типичных для северной Японии жилых домов: с дощатыми засыпными стенками, раздвижными перегородками внутри и с традиционной чугунной печкой «хибати» .

К концу 1905 года руками рыбопромышленников была проложена временная дорога, телеграфные и телефонную линию с Владимировку. Ныне являющейся городом Южно-Сахалинск.

Горная дорога через перевал. 1935-1940 год
Горная дорога через перевал. 1935-1940 год

1906 год можно назвать годом бурного роста. Первым делом рыбопромышленниками был закрыт рыбный промысел в бухте Маока. Это было сделано в связи с планирующимся строительством порта в данной бухте.

28 августа в городе появилось отделения гражданского управления Карафуто.

В октябре была открыта частная начальная школа, которая после образования губернаторства стала государственной.

Офисы губернаторства в Маока. 1910-1920 годы
Офисы губернаторства в Маока. 1910-1920 годы
Первая начальная школа и школьный сад в Маока. 1915-1920 год.
Первая начальная школа и школьный сад в Маока. 1915-1920 год.

С 1906-1909 года велось строительство шоссе до Тоёхаро. Сама дорога была длинно в 75 километров.

Первые года колонизации юга Сахалина можно описать словами представителя русской православной церкви в Японии епископа Сергия: Маука — совершенно новый, японский город» , «Везут рыбу, везут морскую капусту, везут рыбное удобрение, рыбий жир и даже лес!» , «Конечно, и здесь есть школа, больница, кумирни… Пустующих домов не видно… Несомненно, Маука — город с будущим…»

В 1920-е годы для выполнения тяжёлой работы завозились крупные партии рабочих из Кореи и Маньчжурии. С учётом отношений Японской империи с оккупированной Кореей, это скорей были рабы, а не полноценные рабочие. А коренного населения в лице Айнов в Маоке, бывшем когда-то самым большим айнским стойбищем острова, в начале 1910-х годов практически не осталось

Следующим важным этапом для города стал пятилетний план утверждённый в 1917 году парламентом Японии о строительства железнодорожных линий имеющие на тот момент экономическую и военно-стратегическую ценность. Из трёх утверждённых железнодорожных линий, двое приходилось на Маока.

Этими маршрутами были Маока — Хонто ( Невельск) которое закончилось 11 октября 1920 года, Маока — Нода ( Чехов) открытое в ноябре 1921 года. В дальнейшем была проложена дорога до Томариору ( Томари ) в 1925 году и Куссюная ( Ильинское ) в 1937 году.

Железно-дорожный вокзал Маока.1930-1940 год.
Железно-дорожный вокзал Маока.1930-1940 год.

В 1921 году промышленники убедили губернатора сделать заменить проект ж\д линии Кайдзуки (посёлок Соловьёвка вблизи города Корсаков)-Хонто на прямую линию Маока-Тоёхаро. Данный проект оказался намного труднее и дороже. А учитывая прошлый опыт строительство железной дороги, два наводнения, что заставили переделывать целые куски ж\д дороги, губернатор не очень желал ввязываться в новое строительство. Но промышленники убедили главу префектуры и 3 сентября 1928 года железнодорожная линия Тоёхара — Маока полностью вступила в строй. Для этого проекта пришлось пробивать 15 тоннелей общей протяжённостью 5087 м, возводить 35 мостов длиной 1047 м, а в некоторых местах вести линию полотна в виде сложной спирали. Были проблемы и экономического характера (высокие цены на стройматериалы и дефицит рабочей силы).

Строительство железной дороги Маока-Тоёхаро. 1921-1923 год.
Строительство железной дороги Маока-Тоёхаро. 1921-1923 год.
Вид на водохранилище и железную дорогу Маока-Тоёхаро.1930 год.
Вид на водохранилище и железную дорогу Маока-Тоёхаро.1930 год.

В сентябре 1919 года в Маоке вступила в строй бумажная фабрика сахалинского филиала акционерного бумагоделательного общества «Одзи» , с проектной мощностью 10 тыс. тонн бумаги в год. Близ города активно заготовлялся лес и добывался уголь. Через порт Маока, который из порта убежища начал превращаться в транспортный узел с острова уходила большая часть леса и угля вывозимая в метрополию.

 Строительство бумажной фабрики  сахалинского филиала акционерного бумагоделательного общества «Одзи». 1918-1919 год.
Строительство бумажной фабрики сахалинского филиала акционерного бумагоделательного общества «Одзи». 1918-1919 год.
Бумажная фабрика  сахалинского филиала акционерного бумагоделательного общества «Одзи». 1930-1933 год.
Бумажная фабрика сахалинского филиала акционерного бумагоделательного общества «Одзи». 1930-1933 год.

Таким образом к концу 20ых годов Маока стал важным транспортным узлом в префектуре. Как внутри неё, так и внешне, соединяясь морскими путями с Китаем, Японией и Кореей.

 Панорама порта Маока.1935-1940 год.
Панорама порта Маока.1935-1940 год.

Так к 30 годам город было не узнать. Из племенного стойбища местного населения город преобразился в современный на тот момент город, со светлым будущем и промышленным потенциалом.

Уличные виды в Маоке.1935-1940 год.
Уличные виды в Маоке.1935-1940 год.

В тот момент в городе был морской порт, пассажирский железнодорожного вокзал, грузовая станции Кита-Маока, паровозное депо, действующая больница, амбулатория, почтамт. 1926 года открылась женская муниципальная гимназия, в 1927 году — мужская муниципальная гимназия, в апреле 1929 года было создано городское коммерческое училище.

Гимназия в Маоко.1937 год.
Гимназия в Маоко.1937 год.
Гимназия для девочек в Маока.1928 год.
Гимназия для девочек в Маока.1928 год.

Развитие сельского хозяйства в окрестностях Маоки было ориентировано на снабжение жителей города овощами, мясом и молоком. Из-за географического положения земледелие (посевная площадь составляла всего 4,2 тыс. га) не могло удовлетворять потребности жителей, поэтому наибольшее развитие получило животноводство, особенно скотоводство (1413 голов) и коневодство (1836 лошадей). В 1926 году в Маоке образовался кооператив по ведению молочного хозяйства, который занимался разведением крупного рогатого скота высокопродуктивных пород и лошадей, имел свой маслозавод. Получило развитие пушное звероводство. В Маоке и пригородах имелось 68 питомников с поголовьем в 700 лисиц.

Японский хутор. 1935-1940 год.
Японский хутор. 1935-1940 год.

По данным на 1 апреля 1936 года в Маоке действовало 22 школы, где обучалось 7,2 тыс. учащихся и работало 197 учителей. Правительство уделяло школьному образованию серьёзное внимание, постоянно занималось его совершенствованием с учётом местных условий, культурного и жизненного уровня населения. В директиве губернаторства № 36 от 3 сентября 1920 года излагались основополагающие принципы школьного образования, подчиненные главной цели — воспитать соответствующие способные кадры для дел освоения, с учётом особых условий Карафуто . Губернаторство содействовало созданию различных молодёжных и военно-спортивных организаций. В Маоке действовало 24 ячейки «Карафуто Сэйнэндан» («Молодежной организации Карафуто») общей численностью 961 человек. 11 февраля 1933 года при 8-летней муниципальной школе № 2 образовалась организация бойскаутов под названием «Хокусин сёнэн гиюдан» , где состояло 68 учащихся. 20 ноября 1933 года «Хокусин сёнэн гиюдан» вошла в Лигу бойскаутов Японии , а 11 февраля 1934 года бойскауты удостоились «тесёмки благоволения императора» . Главной задачей этих молодёжных организаций было воспитание новых поколений колонистов Карафуто в духе национализма, беспредельной преданности императору , готовности продолжить завоевания новых земель .

В городе издавалось 3 газеты: ежедневная утренняя «Карафуто дзидзи симбун» (с 15 августа 1916 года, владелец К. Куриока, издатель М. Китагама), вечерняя «Карафуто хокусин симбун» (с 1 января 1926 года, владелец и издатель В. Кавасаки) и «Маока майнити симбун» (с 1 декабря 1926 года, владелец С. Ивасита, издатель К. Кимура), также действовала единственная на западном побережье городская общественная библиотека, которая насчитывала свыше 9 тыс. книг.

Как и в любом крупном портовом городе, здесь было много ресторанов и чайных, а также несколько публичных домов. Также действовали 2 гостиницы на 400 мест, городская баня. В городе было много культовых сооружений: синтоистские храмы, буддийские пагоды, католический костёл. Здесь в июле 1909 года был построен самый первый синтоистский храм на Сахалине  — Маока дзиндзя.

Храм.1934 год
Храм.1934 год
Храм Маока дзиндзя.1935-1940 год.
Храм Маока дзиндзя.1935-1940 год.

В 1945 году остров Сахалин полностью перешёл под контроль СССР, через год первое названия порта Маока, сменилось на Холмск. Хоть власть сменилось, но множество культурных и промышленных предприятий города существовало. Что то было модернизировано до современных советских стандартов, что то не трогалось. Так например бывшая гимназия для девушек первое время стало основой для Сахалинского мореходного училища.

Сахалинское мореходное училище 1953 год.
Сахалинское мореходное училище 1953 год.

Или же морской порт получил вторую жизнь при советской власти.

И в настоящее время можно обнаружить останки японского присутствия в городе. Но это уже больше напоминает скелет выброшенного давным давно кита. Оно было, но уже умерло и стало историей. А когда то этот кит смог спасти жизнь маленькой деревушке на берегу озера. Так например был разорён 2003 году.

Руины бумажная фабрики принадлежавшей в период Карафуто сахалинскому филиалу акционерного бумагоделательного общества «Одзи». Наши дни.
Руины бумажная фабрики принадлежавшей в период Карафуто сахалинскому филиалу акционерного бумагоделательного общества «Одзи». Наши дни.

Вот такая история периода Карафуто. Быстроразвивающегося края, напоминающий собой вестерн из мыльных опер, только без ковбоев и стрельбы, имея за место это японский колорит. И эту эстафету достойно взяла советская власть, когда Сахалин был возвращён. И так и развивался Сахалин, пока на самый большой остров не забыли. А после распада СССР и хотели задвинуть далеко назад, превратив в колонию, на которой нету постоянного населения, а лишь вахтовики.

Но это уже совсем другая история.

Спасибо за внимание. Если вам интересна история и положения ещё одного объекта оставшегося от японцев, прошу сюда. Так же советую прочитать о современных аборигенах и их взгляде на остров в настоящее время, статья тут. Так же приглашаю ознакомится с работами посвящёнными повтору опыта японских колонистов, но уже россиян, участвующих в программе "Дальневосточный гектар", вот здесь.