Найти в Дзене
Алексей Аксёнов

Свободные на всю голову люди: откуда есть пошли «люди-суверены»

Оглавление

В прошлой статье я уже упомянул «живых людей-суверенов» и «свидетелей СССР». Увы, работа и копирайтинг не оставляют пока времени сесть и всерьёз «разъяснить этих сов». Поэтому пока ограничусь лишь небольшим историко-правовым экскурсом о том, откуда на наши головы эти сумасшедшие свалились. А свалились они, вестимо, с «Загнивающего Запада», причём даже не из маленькой уютной «Гейропки» – а прямиком из самой Цитадели Мрака, сиречь Северной Америки.

Свободный человек, сам себе суверен (Картинка взята из открытых источников в иллюстративных целях, все права на неё - у владельцев).
Свободный человек, сам себе суверен (Картинка взята из открытых источников в иллюстративных целях, все права на неё - у владельцев).

Фримены, но не из «Дюны»

Ещё издавна в англоязычных странах людям приходило в голову, что с законом всё не так-то просто – и даже где-то в корне неправильно. Отчасти с ними можно согласиться: англосаксонское право – это такой кромешный ад, что я искренне сочувствую юристам Великобритании, Канады или США (тем более, что кое-кого я там знаю). Система реально запутанная и странная, статус многих законов и нормативных актов неясен (про пресловутые «дурацкие законы» наверняка слышали все: то окажется, что в Калифорнии решением суда запрещено лизать жаб, то астронавту Нейлу Армстронгу в одном из шотландских городков на шею наложили символическую петлю – мол, по не отменённому закону любой член мятежного клана Армстронгов (к которому действительно принадлежали предки Нейла), схваченный в черте города, должен быть повешен только за то, что носит эту фамилию…) И вот однажды кому-то в голову пришло, что на этом можно сыграть.

Первые звоночки раздались ещё в 30-х годах прошлого века в Канаде, когда некий канадец Смит взялся доказывать, что канадские законы не действуют – мол, Канада не стала суверенным государством, а по-прежнему английская колония, а уж власти канадских провинций – и вовсе никто и звать никак. Чуть позже, уже в 50-х, некий мистер Харт, владелец магазина в канадском Виннипеге, попытался подавать налоговые декларации с содержанием типа: «Да не признаю я вас, уйдите, вы тут никто!» Как ни странно, дело в суде он даже выиграл: суд признал, что даже такая декларация – это документ, и потому за сам факт неподачи его наказывать нельзя (если что, в Канаде, как и в США, лучше быть бандитом и убийцей, чем уклоняться от подачи декларации – Аль Капоне не даст соврать!)

В общем, зерно упало – и проросло. Где-то с 70-х начали расти и множиться разнообразные организации, не желающие платить налогов и желающие посылать любую власть куда подалее. Так родилось движение «Freeman on the land» – «Свободные люди на земле», или же просто фримены. По-прежнему их основным ареалом обитания является Канада, но они расплодились и южнее, в США, в Великобритании – а ещё позднее «вирус» мутировал и прорвался через языковой барьер уже к нам…

Покойный писатель Фрэнк Герберт, придумавший планету Арракис (Дюна) и её странных жителей, где-то на небесах горько плачет.
"Это не те фримены, которых вы ищете!" (Картинка из открытых источников для иллюстративных целей, все права - у тех, кому они принадлежат).
"Это не те фримены, которых вы ищете!" (Картинка из открытых источников для иллюстративных целей, все права - у тех, кому они принадлежат).

В чём суть убеждений?

Фримены искренне убеждены (или делают вид), что:

  1. «Закон» – это такой контракт. Он распространяется только и исключительно на тех, кто согласен ему подчиняться. Но слепо подчиняются одни овцы – а сами фримены-то не такие, они осознанные, разумные и взломали систему!
  2. С помощью верного порядка слов в документе можно освободиться от «закона-контракта». Только полицейский или налоговый инспектор к тебе, а ты ему хоба – и бумажку под нос: «Пошёл прочь, пёс смердящий, в тебе нет власти надо мной!»
  3. Есть глобальный мировой заговор элиты, которые СКРЫВАЮТ ПРАВДУ. Правда, разумеется, состоит в том, что законы – это контракты.
  4. А раз законы на фрименов не действуют (они же не овцы, вы не забыли?) – то наступает не жизнь, а сплошная малина. Налоги не платим, ипотеку и прочие кредиты не гасим, долги не возвращаем – и вообще творим что хотим. «Я свободен, словно птица в небесах!»
  5. У каждого человека есть «физическое» и «юридическое» лицо, оно же «соломенное чучело». Последнее настолько безумно, что об этом надо рассказать отдельно.
Запомните: ваши долги оплачивает он, а не вы. Не перепутайте! (Картинка взята из открытых источников, все права принадлежат владельцам).
Запомните: ваши долги оплачивает он, а не вы. Не перепутайте! (Картинка взята из открытых источников, все права принадлежат владельцам).

«Соломою своею я думать не умею…»

«Свободные на всю голову» люди убеждены, что каждый человек состоит из двух принципиально разных субстанций. Нет, это не душа и тело – это как раз:

  1. Физическое тело – то самое, что конкретно у меня сейчас сидит в кресле перед компьютером, бьёт пальцами по клавиатуре и время от времени отхлёбывает чай из стакана.
  2. Юридическое лицо, оно же «соломенный человек» («strawman»). Это он существует в правовом поле, на него распространяются законы – а вольный фримен прячет тело жирное в утёсах гордо реет над законом. Все долги и обязательства принадлежат «соломенному чучелу». И потому исполнять их не нужно.

Сама по себе идея о том, что есть живой человек из мяса и костей, а есть нечто юридическое – не нова. Она берёт своё начало ещё в Древнем Риме, где существовала такая вещь, как capitis deminutio – лишение судом человека гражданских прав и дееспособности. В зависимости от степени, подвергнутый этому наказанию мог быть как признан более не принадлежащим к конкретной семье (и, соответственно, не имеющим прав на наследование и прочие плюшки, связанные с фамилией), так и вообще лишиться гражданства, свободы – и вообще любого правового статуса («Где свободный квирит Маркус Коитус Интерруптус? А нет его – и не было никогда! Вон, раб какой-то стоит…»). Институт сохранялся и в Средневековье, и даже в Новое Время, существуя под различными названиями: «гражданская смерть», «поток и разграбление», «шельмование» и т. д. Достаточно вспомнить, например, что рыцаря, опозорившего себя или предавшего сюзерена, иногда лишали статуса, проводя над ним живым заупокойную службу – всё, этот человек мёртв, хотя ещё и дышит. И да, объявление вне закона – из той же оперы: формально ты жив, но для закона и государства тебя больше нет.

Как бы то ни было, capitis deminutio и все производные от него были наказанием. Фримены же решили совершать акт праволожества (сиречь использования права сугубо противоестественным путём) – и идти на это добровольно.

В общем, все долги – на «соломенном чучеле». Оштрафовали за неправильную парковку – все вопросы к «мистеру Строумену». И вообще: это правительства своими законами создают «соломенных людей» (обычно в момент выдачи свидетельства о рождении) и только ими и распоряжаются, а живые люди могут спокойно ходить да похохатывать.

Похохатывать, к слову, не особо получается: в последние годы за одно использование этой теории в американских судах уже следует штраф где-то на 5 тысяч долларов. И да, платить их будет не «мистер Строумен», а конкретное лицо, сидящее напротив судьи.

Как различить в документах человека и его «соломенное чучело»? Очень просто: ежели написано заглавными буквами «ДЖОН СМИТ» – стало быть, «соломенного» поминают. Но на всякий случай нужно подальше отдалиться от этой погани. Именно отсюда и растут корни странной манеры писать своё имя только строчными буквами и именоваться заковыристо:

· «джон из рода смитов»;

· «джон, который из смитов»;

· «джон, широко известный как смит» и т. д.

Замечу попутно, что наши «живые люди-суверены» эту хрень подхватили в чистом виде: всякие «илья сын ивана рода кузнеца» вместо «Илья Иванович Кузнецов» – это оно и есть.

… На этом пока всё. О странных ритуалах «юридической магии» и конкретно о том, что цветёт и колосится на русских просторах из семян заокеанских фрименов – в следующий раз.