Найти в Дзене
Polienko: путешествуем вдвоём

В России стали жить лучше: рейтинг комфортных городов расширился, но чувствуют ли это жители

Оглавление

Минстрой нашёл 76 городов, где люди должны перестать жаловаться на условия жизни.

Друзья, привет! Сегодня разбираем по частям очередное исследование, которое показало, что в городах России стало жить лучше. Министерство строительства и ЖКХ опубликовало рейтинг комфорта территорий. В него вошли 1116 населённых пунктов. Благоприятную для проживания среду нашли в 375 из них – это на 76 больше, чем было годом ранее.

Рейтинг такой занятный, что достоин нескольких детальных публикаций. Сейчас пока первые впечатления.

Нет места лучше, чем Москва и Питер

Среди мегаполисов список ожидаемо возглавили две столицы – 288 и 249 баллов. Отрыв космический. Ниже расположились Казань (204 балла), Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Уфа, Красноярск.

То есть нормальная жизнь в Москве и Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкирии, городах Чемпионата мира по футболу и почему-то в Красноярске. Хотя футбольное преображение столицы Поволжья и Ростова-папы я бы не стал переоценивать так же, как это сделали авторы рейтинга.

Скриншот с сайта Министерства строительства и ЖКХ РФ
Скриншот с сайта Министерства строительства и ЖКХ РФ

Не дотянули до статуса комфортных ещё два города ЧМ-2018 – Самара и Волгоград. Также в аутсайдерах Пермь, Воронеж, Челябинск, Новосибирск, и Омск. У последнего вообще всего 113 баллов. Это больше похоже на объективную оценку, чем высокие позиции Ростова-на-Дону и Красноярска.

Итого – в половине миллионников жизнь, мягко говоря, не очень.

Забвение малых городов

А дальше начинаются странности. Среди городов поменьше («крупные города» по классификации авторов исследования) в лидеры ожидаемо вышли Грозный, Сочи, Тюмень, Краснодар и Белгород. Но в этой же компании комфортных городов оказались, например, Тверь, Владивосток, Ульяновск, Барнаул и Чита. Если вам довелось побывать хотя бы в некоторых из них, наверняка вы разделите моё недоумение.

В следующей группе так называемых «больших городов» на втором месте оказался Великий Новгород – хотя это город, в котором хочется дойти от вокзала до кремля и как можно быстрее бежать обратно на поезд. А по мнению аналитиков министерства здесь вполне можно жить.

Высокое место здесь у Таганрога, который мне не понравился настолько, что туда возвращаться нет никакого желания.

Дальше следует длинный список городов, которые даже у этих исследователей не поднялась рука занести в список комфортных.

Замыкают его Уссурийск (177 баллов), Артем (138) и ростовский Новошахтинск (131). В двух городах Приморья я недавно был. Там действительно страшненько. Чуть позже будут отдельные отчёты об этих поездках.

Но есть ещё длинный перечень городов поменьше, где рейтинг комфорта вообще экстремально низок.

Алзамай в Иркутской области официально стал худшим среди всех городов России. Скриншот с сайта Министерства строительства и ЖКХ РФ
Алзамай в Иркутской области официально стал худшим среди всех городов России. Скриншот с сайта Министерства строительства и ЖКХ РФ

В категории более мелких населённых пунктов сотни названий. Жить там, как правило, плохо, а из благоустройства зачастую одна отрада – парк Победы с Вечным огнём и танком Т-34. Но многие из них всё равно отнесены к категории вполне пригодных для жизни.

Пока на этих территориях баллы за комфорт собирают по крупицам, столица, где и так благоустройство на высоком уровне, продолжает и дальше отрываться по качеству жизни.

Надежды на лучшее

Оптимизму авторов рейтинга можно только позавидовать. Признав очевидное – что жить комфортно в столицах и нефтяных краях – они закрывают глаза на то, что во многих городах пойти некуда и делать нечего.

К 2024 году комфортных городов в этом рейтинге должно стать в два раза больше. Таков целевой показатель, поставленный министерством. Но проблема в том, что в нём учитывают только отдельные объекты благоустройства, отремонтированные по федеральным программам. Привели в порядок два парка – индекс вырос. Расширили одну дорогу и сделали на обочине нормальный тротуар – опять прирост.

А то, что в двух кварталах от современной набережной, в которую вложили 500 миллионов, люди живут в довоенных бараках – во внимание не принимают.

Мне кажется, комфорт города нужно оценивать не по центральной площади, а по самой дальней улице. Если вам доводилось бывать на окраинах Барселоны, Таррагоны, Сеговии, Болоньи, Римини – вы поймёте разницу подходов.