Православные христиане с давних времен делают изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых, которые размещаются на почетных местах в домах и в храмах, а также используются во время богослужения. Однако, некоторым христианам создание изображений кажется чем-то ужасным и запретным, а поведение православных (и католиков) – нарушением Божьего повеления. Действительно ли Богом запрещено создавать изображения, и православные нарушают запрет Бога? Являются ли иконы идолами? С этими вопросами мы попытаемся сейчас разобраться.
Изображения в храмах
Православный храм наполнен иконами. Центральное место занимают изображения Иисуса Христа и Богородицы, которые располагаются в алтаре, на иконостасе, выносятся на центральное место для почитания прихожанами - на аналой. По стенам же храма, как правило, располагаются иконы - изображения святых православной Церкви. Но это не просто изображения, поскольку не каждое изображение может считаться иконой. У икон имеются определенные правила написания (каноны).
Во время богослужения священник совершает каждение перед иконами, проходя во храму с кадилом. А верующие с благоговением целуют иконы, обращаясь с молитвенными просьбами к небесным заступникам, изображенным на них.
Критика
Как правило, критикуют православных и католиков за изображения протестанты и некоторые сектанты, полагая, что в Писании Богом дан запрет на создание любых изображений и почитание их. Основываются они на этой заповеди:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им... (Исх 20:4-5).
Исходя из собственного понимания этой заповеди некоторые христиане и считающие себя таковыми (например, запрещенная в России секта Свидетелей Иеговы), утверждают, что эта заповедь запрещает иконы.
Традиция и объяснение иконопочитания
Православие за несколько тысячелетий своей истории переживало много разных периодов. В том числе и период иконоборчества, когда иконы запрещались и уничтожались, а почитающие и отстаивающие иконопочитание ссылались, низвергались из сана и даже уничтожались физически.
Но по прошествии времени эти веяния прошли, и соборным решением Церкви иконопочитание было восстановлено. Произошло это еще в 9 веке, после чего иконоборчество признано ошибочным мнением (ересью), и Церковь больше к нему не возвращалась.
Заповедь о несотворении кумира относится к созданию ложных богов. Это понятно, если прочесть предыдущую заповедь:
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Слово, переведенное, как "изображение" взято из греческого перевода, где стоит слово "ὁμοίωμα", которое имеет много значений в том числе: образ, подобие, сходство, рельеф, изображение, макет. Но прежде всего «подобие»
В еврейской Торе эта заповедь звучит еще короче:
Если перевести, то это "не делай себе истуканов того что на небе и того что на земле, не служи им и не поклоняйся". Как объясняется здесь, слово "песел" (истукан) означает что-то вырезанное или высеченное из камня.
Как видим, речь в заповеди идет именно о ложных богах, и о запрете на изготовление "истуканов" (моделей) вроде золотого тельца, изготовленного израильтянами в пустыне. К иконам это не имеет никакого отношения, поскольку Иисус Христос - Бог истинный, а святых никто богами не считает. Православные не изготавливают истуканов ложных богов, и тем более не поклоняются им.
Изображения в Ветхом Завете
Критики иконопочитания придираются именно к слову ὁμοίωμα, переведенному на русский язык как "изображение", хотя правильнее было бы перевести как "подобие".
Чтобы развеять сомнения таких критиков, достаточно посмотреть на данное Богом повеление украсить Храм Соломона изображениями деревьев, а ковчег сделать с резными изображениями двух херувимов. Первосвященники возжигали фимиам (кадили) возле этих изображений, что ни как не нарушало второй заповеди - не служить иным богам, и не делать их истуканов.
То есть, сами по себе изображения даже внутри храма (ни нарисованные, ни вырезанные) не запрещались.
Так что нет оснований считать, что православные христиане нарушают заповедь, создавая изображения, и воздавая, изображенным на них Богу и святым, должные почести.
Уж поверьте, что кто-кто, а православные больше других и раньше других озаботились этой проблемой, и решили ее в пользу иконопочинания.
Всем мира и добра. Больше читайте, чтобы понимать, знать, и не делать ошибок.
Если есть желание поддержать автора суммой в 150 рублей