Найти тему

Фэндом - это культ?

  • Есть как сходства, так и различия между фанатами, которые увлечены тем, что они любят, и членами культа, слепо следующими за лидером.
  • И культы, и фандом могут быть группой, в которой можно почувствовать чувство принадлежности, переработать идентичность и найти утешение.
  • Однако, в то время как секты, как правило, изолируют членов, чтобы контролировать их, фанаты могут найти более здоровые формы комфорта и принадлежности в своих фандомах.

Одна из самых мощных движущих сил человеческого опыта - это наша потребность принадлежать. Это может быть здоровый импульс, который побуждает нас присоединяться к спортивным командам, шахматным клубам или фандомам - или побуждение, которое делает нас уязвимыми для вовлечения в культы, что может иметь разрушительные последствия при изоляции членов от их семей и систем поддержки с целью установления контроля. . Поклонников иногда критикуют за то, насколько они увлечены фильмами, телевидением, книгами или музыкой, которые они любят, обвиняют в том, что они ведут себя так, как будто они принадлежат к культу, и бездумно обожают все, что они фанат. Есть ли похожие мотивы втягивания в культ или фандом?

Лучше всего спросить автора бестселлеров New York Times Кортни Саммерс. Саммерс только что выпустил новую книгу «Проект», в которой рассказывается о двух сестрах, вовлеченных в организацию, оказавшуюся опасным культом. Она также страстная поклонница телешоу «Сверхъестественное» и член этого фандома. Я поговорил с Саммерсом сразу после выхода «Проекта», чтобы спросить: «Какие психологические потребности эти группы могут удовлетворять людям, которые к ним присоединяются, и есть ли существенная разница?

-2

Сходства, безусловно, есть. Лидер проекта Unity в книге является человек по имени Лев, который по сути является знаменитостью. Подобно знаменитостям, на которых уважают поклонников, Лев харизматичен, но в нем может быть что-то еще, что заставляет людей поклоняться ему.

Саммерс говорит, что это также его способность видеть людей - заставлять людей чувствовать себя увиденными им самим. Это также происходит в фэндоме, особенно когда фанаты могут лично встретиться со знаменитостью для фотосессии или автографа. Поклонники часто говорят, что им казалось, будто знаменитость смотрела на них и действительно видела их, даже во время краткого общения. Как в случае со Львом, так и с реальной знаменитостью, они, конечно, не видят настоящего человека, поскольку они ничего не знают о нем, что называется «парасоциальными отношениями». Тем не менее, чувство ощущения увиденного - это то, чего жаждут все люди, восходящие к нашим самым ранним дням, когда наши опекуны отражали его в младенчестве. Согласно приложению согласно теории, то, что нужно увидеть, формирует наше представление о себе и других, и мы никогда полностью не перерастаем это. Культы используют эту потребность, чтобы втянуть членов через «любовную бомбежку», изначально уделяя этому человеку много внимания и заставляя его чувствовать себя особенным.

Другой атрибут, который делает Льва неотразимым, по словам Саммерса, - это его способность продавать себя и верить в себя. «В этих людях есть что-то вдохновляющее, потому что у них такое острое чувство того, кто они есть», - сказала она. «У них есть власть над своим пространством и людьми в нем, и когда они щедры на то, кто они есть, это еще более убедительно, не так ли?»

Вы могли бы назвать это харизмой знаменитостей.

В книге вымышленный культ также предлагал своим последователям интригующую психологическую выгоду: открытое прощение за любой предполагаемый вред, который они совершили. Все, что вам нужно сделать, сказал им проект «Единство», - это присоединиться к этой группе и принять участие в наших «добрых делах», и мы освободим вас от всех ваших проступков. Это чувство признания также является тем, чего люди ждут от своих сообществ.

-3

Саммерс видит здесь некоторые параллели с фэндомом, говоря, что мы просто хотим, чтобы кто-то увидел нас, принял нас, простил и любил нас такими, какие мы есть, а не независимо от того, кто мы есть. «Фэндом, - сказала она, - часто высмеивается людьми, которые не понимают, какое сильное чувство общности он несет. Это место, где вы можете быть лучшей версией себя. Разница между фэндомом и проектом заключается в фэндоме, кто-то хочет дать вам инструменты, чтобы сделать это достижимым, а в культе кто-то вроде Льва хочет использовать этот опыт для собственной выгоды ».

Кортни противопоставляет Льва актерам « Сверхъестественное» , фанатом которых она является, отмечая взаимность, существующую между этими актерами и их поклонниками. Многие из актеров, в том числе исполнители главных ролей Джаред Падалеки, Дженсен Эклз и Миша Коллинз, написали главы в книге « Семья не заканчивается кровью» (отредактированной мной), рассказывая о своих личных проблемах и о том, как изменились шоу и фанаты. их жизни. Вместо стереотипных парасоциальных отношений эта взаимность была признана фанатами, которые столкнулись с собственными проблемами. Лев, напротив, держался на пьедестале, не делясь своей историей травм со своими последователями и не рассматривая их как личности.

«Они с уважением относятся к тому, что люди вкладывают в фандом, и они чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы быть уязвимыми», - сказала Кортни об актерах. «Они никому не обязаны этой информацией, но я думаю, что это тот уровень гуманизации, который« Сверхъестественное » дает своим фанатам. От этого очень легко избавиться и защитить себя ».

-4

Итак, люди «наверху» разные, но отличаются ли люди, присоединяющиеся к культам и фандомам? Саммерс говорит, что нет, все дело в контексте.

«Это мой тезис, - поделилась она, - что каждый присоединится к культу. Есть предположение, что кто-то лучше, чем оказаться в подобной ситуации, и книга представляет собой исследование и опровержение этого заблуждения. Это где вы находитесь в своей жизни, кто приходит, что они предлагают и когда. Я давал интервью, где интервьюер сказал: «Не думаю, что я присоединюсь к культу, и мне нравится, что у тебя есть фандом?» И они скажут да ».

Нас всех особенно тянет быть частью группы в периоды стресса и переходных периодов, когда наша идентичность меняется. Подростковый возраст, учеба в колледже, становление родителем, отпуск детей из дома - все это нормальные переходные периоды в развитии, но в такие моменты приятно принадлежать к группе, которая может помочь вам понять, кто вы есть после больших перемен. Фрейд утверждал, что организованная религия - это когнитивная рационализация, призванная обеспечить комфорт и помочь людям преодолеть неуверенность, и культы могут работать таким же образом. Фэндом может обеспечить такой же комфорт без деструктивного контроля над разумом.

Саммерс стала поклонницей «Сверхъестественного» после смерти ее отца, когда она чувствовала себя подавленной и потерянной. «Я чувствовала, что это моя вещь, это меня видит, и это помогло мне справиться со своим горем», - сказала она. «И я думаю, если бы это было не телешоу, это могло быть что-то другое. Если люди говорят, что никогда не хотели сообщества, это похоже на то, что вы прямо сейчас врете мне в лицо! »

Кортни говорит, что важно, кто наверху. «Вопрос в том, используете ли вы опыт или создаете общий опыт? Актеры «Сверхъестественного» смотрели на сериал как на ступеньку к чему-то большему, меньшему о них и большему обо всех. Лев просто хотел все контролировать. Вся миссия проекта заключалась в том, чтобы закрыть свои двери для всех, кто в конечном итоге не попал в лоно, и просто смотреть, как они горят. Это была миссия, стоящая за миссией".

К счастью для Саммерса, фандом «Сверхъестественное» положительно обеспечил это чувство принадлежности - и появился как раз в нужное время. Хотя увлекательно читать о вымышленных людях, попадающих в вымышленные культы в такой программе, как «Проект» , в реальной жизни фэндомы могут быть намного здоровее!