В 1928 году в еврейской семье Быстрицких, проживающих в Киеве, родилась девочка, которую решили назвать Эллина – в честь героини одной из любимых пьес «Игра жизни» Гнута Гамсуна. Но случилось так, что паспортистка ошиблась и написала имя девочки неправильно: с одной буквой «л». Менять не стали: Эллина превратилась в Элину, что значит «сияющая», «светлая» или же просто «факел». Именно такой и выросла юная Быстрицкая.
Любовь к актерскому мастерству проснулась еще в раннем возрасте: девочка обожала играть в домашний театр. В компании с подругой и двоюродным братом, Элина разыгрывала театрализованные представления. Особенно дети восхищались фильмом «Чапаев», только вышедшим в прокат. Ребята сразу же решили поставить собственный спектакль по этой картине:
«Мы жили в трехэтажном доме на третьем этаже. Лестничная клетка упиралась в балкон — кулисы, а занавесями были бабушкины юбки. Помню, брат мой был Чапаевым, а я — Петькой. Самого сюжета уже не помню, но заканчивалось представление тем, что я выходила и кричала: «Тихо! Чапай думать будет!»
Но никто не знал, что играть на настоящей сцене Элина будет еще очень нескоро… Родители воспитывали свою дочь в строгости и порядке, это и понятно: девочка родилась в семье врачей. Папа ко всему прочему был военным врачом-инфекционистом, и о дальнейшей профессии дочери не могло быть вопросов – она должна была пойти по стопам отца.
Поэтому, в 1944 Элина поступила в медицинский техникум. Но закончив его, получив диплом акушера-гинеколога, пройдя практику и приняв 15 родов, девушка не была счастлива: душа лежала абсолютно к другой жизни. Но родители этому яростно противились и запрещали ей становиться актрисой. Спустя время упорство, настойчивость и талант, который видели все вокруг взяли свое, и в 1951 году она поступила в институт театрального искусства имени И.К.Карпенко-Карого.
«Папа считал, что я теряю время. «Актриса — это не профессия!» — кричал отец. «А что же?» — спрашивала я. «Черт знает что!» — говорил он. Потом родители поняли, что меня не переубедить, и я уехала в Киев поступать».
Став студенткой, Быстрицкая буквально с первых же дней учебы принялась доказывать преподавателям, что в институт ее приняли не зря: она училась на одни «пятерки» и была на хорошем счету у преподавателей.
Однако, было много и трудностей: имея сильный и волевой характер, Элина постоянно попадала в неприятности. Так, например, когда 21 января 1953 года все отмечали скорбную дату: двадцать девятую годовщину смерти Ленина, Быстрицкая, как и многие другие студенты, выступала на траурном концерте и наизусть читала залу «Сказку о Ленине» Натальи Забилы. И прямо перед самым выходом на сцену, над девушкой злобно пошутил второкурсник, свистнув ей из «пищалки» прямо в ухо. Естественно Быстрицкая разозлилась, не смогла сдержать эмоций и больно ударила неприятеля. За этот инцидент Быстрицкую обвинили в хулиганстве, неподобающем поведении и решили отчислить из учебного заведения без разбирательств в ситуации. Но актриса знала, что теряет и, будучи острой на язык, резко ответила: «Если завтра вывесят приказ о моем отчислении, то послезавтра вы найдете меня в Днепре». Решив не испытывать судьбу, ситуацию свели на «нет» – все знали, что Элина слов на ветер не бросает…
После окончания института у девушки началась череда бурных взлетов, больных падений и разочарований. В начале карьеры жизнь актрисы была связана с кинематографом. Впервые оказавшись на съемочной площадке в 1948 году, получила очень маленькую роль в фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». Но во время съемок ей не повезло, поэтому еще надолго актриса сохранила обиду на своего первого режиссера. Ее настоящий дебют в кино, который оказался успешным и запомнился зрителю, состоялся только через 2 года. В. Браун пригласил начинающую артистку играть Лену Алексеенко в картине «В мирные дни».
После этого наступила череда успешных фильмов, которые сделали Элину Быстрицкую настоящей легендой и гордостью СССР на многие годы вперед. Я говорю о «Неоконченной повести», «Добровольцах» и, конечно же, о знаменитой экранизации Герасимова одноименного фильма, снятого по произведению Шолохова «Тихий Дон».
В последнем Быстрицкая сыграла роль Аксиньи - донскую казачку, яркую, видную, крепкую, с детства приученную к самой трудной крестьянской работе. Правда преподаватель Элины не верил, что у нее получится справиться с этой ролью, когда девушка пробовала сыграть эту героиню еще в институте, во время разбора одного отрывка из книги. Но, не желая сдаваться, Элина пришла на пробы и была поражена: сам автор, Михаил Шолохов, увидев Быстрицкую, воскликнул: "Так вот же Аксинья!", - тем самым решив её судьбу.
Впоследствии, Михаил Шолохов утверждал, что Элина Быстрицкая – «Аксинья, лучше которой уже никогда не будет». Для этой роли Быстрицкая поправилась на 15 кг, научилась ловко управляться с ухватом, носить коромысло с полными вёдрами.
Но с не меньшим энтузиазмом мечтала сыграть Аксинью и другая известная актриса - Нонна Мордюкова. Она была выпускницей курса, который вел Герасимов, и ее дипломной работой была именно Аксинья. Её учитель оценил работу на «отлично», и Нонна не сомневалась, что пройдет кастинг. Какого же было её удивление, когда эта роль досталась мало кому известной Быстрицкой…
Но в результате именно Аксинья стала одной из лучших работ Быстрицкой в кино. Актрисе удалось с большим мастерством передать страстность натуры, силу чувства и обаяние простой донской казачки. Блестяще справившись с ролью, она стала известна всей стране. Признали в актрисе «свою» героиню и тридцать старейшин донских казаков, которые предложили Быстрицкой зваться Аксиньей Донской. На это предложение Быстрицкая ответила, что фамилию родителей она оставит, но при этом сохранит преданность казачеству.
Через некоторое время (1958 г.) она была зачислена в труппу Малого театра, и ее премьерой на этой сцене стала роль леди Уиндермиер в спектакле «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда (1959 г.). Затем, уже в 1965 году, она сыграла миссис Эрлин в той же пьесе. За годы работы в Малом было всякое: и срывы, и ссоры, и предательства, но все отходило на второй план, как только звенел третий звонок и начинался спектакль.
«На сцене совершенно иное пространство, — говорит Быстрицкая, — мне все легко. Никогда ничего не болит, ничто не отягощает. Я из течения своих лет исключаю то время, что проживаю на сцене. Это сохранение мое. Во время работы все как будто цветное, а ведь жизнь-то обычно черно-белая. В ней происходит все то, что к нам приходит, нам дается. А в искусстве — то, что мы хотим, что сами создаем».
Вы спросите, как же сложилась личная жизнь этой великой актрисы, которая в первую очередь была женщиной? 27 лет Элина была замужем за Н. И. Кузьминским, брак между которыми был заключен в конце 60-х. Узнав об измене мужа, актриса не смогла простить любимого: пара рассталась. С тех пор она была одна, детей в браке у неё не было. Искренние чувства для Элины Авраамовны значили очень много, как-то она призналась, что «настоящая любовь – это то, что без остатка заполняет человека и не дает ему возможности жить так, как он жил раньше».
Элина Быстрицкая скончалась 26 апреля 2019 года на 92-м году жизни. За такую долгую жизнь актриса пережила очень многое: были стремительные взлеты, болезненные падения, годы ожиданий, поисков, упорной борьбы со встречным ветром жизни. Но, обладая огромной силой духа, переносила все тяготы судьбы с гордо поднятой головой, лишь говоря свою любимую поговорку: «Поживем, увидим!»
Текст: Елена Михеева
Фото: свободные источники