Рад Вас приветствовать на канале ИВМ - История Военных Машин!
Здравствуйте!
Сегодня речь пойдет о чудесном озарении Великобритании в том, что к середине 40-x годов прошлого века их классификация танков была уже неактуальна.
И об истории создания основного боевого танка Британии
до конца 60-х - танке Centurion.
Начнем с того, что британцы первыми построили и применили бронированные гусеничные машины.
Чуть позже пальму первенства в танкостроении забрали французы, благодаря крайне удачному Renault FT-17.
Однако, англичане очень быстро вернули себе технологическое лидерство и, на протяжении практически всего довоенного периода уже никому его не уступали.
По крайней мере так всем казалось.
Основным аргументом для такого первенства служил Vickers 6 Tonn, который был скопирован чуть ли не всеми странами, которые имели хоть какое-то отношение к производству танков.
И, к началу Второй Мировой Войны британцы подошли как раз с такими Виккерсами и 1-й версией Матильды, которая напоминала переевший французских булок FT-17.
По этой причине в середине войны, когда внимание Гитлера уже не было так пристально приковано к Британии, а сделанные в авральном порядке Черчилли и Матильды новых версий еще могли держать удар, было принято решение о том, что нужно выкинуть куда подальше все старые компромиссные решения и, наконец-таки, создать новый танк с ноля.
И, в сентябре 1943 года, было выдано техническое задание на разработку нового ТЯЖЕЛОГО крейсерского танка.
Здесь нужно сделать ремарку о том, что до этого момента танки в Великобритании имели только 2 класса:
Крейсерский танк - то есть кавалерийский или быстрый танк с легким бронированием и вооружением, способный быстро оказаться в неожиданном для противника месте.
И
Пехотный танк - тяжелый, медленный танк с хорошим бронированием и вооружением, способный поддержать пехоту при прямой атаке на позиции противника.
В теории это разделение было вполне объяснимо - поскольку во многих гражданских областях специализированные машины работают намного эффективнее, чем универсальные, но на практике, внезапно выяснилось, что наиболее востребованными являются именно средние машины с их сбалансированными характеристиками.
Броня же нового танка должна была выдерживать попадание в лоб из немецкой 88мм пушки.
Сам танк должен был быть вооружен орудием способным противостоять всем известным противникам, которых он мог встретить.
При этом существовавшие в Британии, на то время, железные дороги накладывали дополнительное ограничение по габаритам и по массе.
Конструкторам нужно было втиснуться всего в 40 имперских тонн и это ограничение было обусловлено реальными возможностями тогдашних Британских сборных танковых мостов и танковых трейлеров.
Логистика вещь сложная, сам в ней 3 года трудился, могу представить как в то время с ней на островах было не легко.
Дело усложняла еще и их имперская мера исчисления - где тонна и не тонна вовсе, а чуть больше.
То есть любая деталь для танка, Не Британского производства должна была быть приведена к Имперскому весовому исчислению.
В итоге, по первоначальному замыслу, Центурион должен был весить примерно 41 нормальную метрическую тонну.
На первых этапах, дабы попасть в техзадание, Британцам пришлось пожертвовать максимальной скоростью, но при этом постараться не потерять в общей средней скорости движения на марше.
Также британским военным начальством была затребована и адекватная скорость заднего хода, что стало результатом боевого опыта накопленного в Африке и Италии, когда предшественники новой разработки не имели возможности нормально сдать "назад"!
Ведь поначалу, кто то догадался практически без изменений использовать для разработки подвеску от новейшего, на то время, танка Comet.
Просто добавив в нее еще один каток.
И, если читатель не в Курсе, то Comet и сам получил свою подвеску в наследство от Cromwell, Который, в свою очередь, унаследовал ее от ранних Cruiser,
Которые, по сути, были Британской версией усовершенствования танков Уолтера Кристи.
Который, в свою очередь, разрабатывал подвеску исходя из очень специфических требований...
Недостатки Которых, со временем, стали
куда очевиднее преимуществ - это был и внутренний объем танка и не удобная компоновка и низкая ремонтопригодность...
Но, в силу сложившихся условий, танки приходилось делать имея в наличии то, что было в наличии..
И в такое "не самое выгодное" для себя положение попал не только военмех Великобритании, но и все страны, участвовавшие во Второй Мировой - стройте из того, что имеете, пока до вас очередь идет...
И, если для многих стран "поменьше", до которых очередь добиралась - такой день становился едва ли не последним..
..Для, как минимум, установленного правительства...
То Великобритания, имея и техническую возможность, и достаточную Базу для ребаланса своей экономики - смогла в самый разгар войны позволить себе Именно Новую Разработку!
При том не просто "танка для участия в войне", а она стала
СОЗДАВАТЬ себе ОБТ - танк на перспективу!
Просто вдумайтесь. Они в 43 -м уже понимали, что точно не проиграют...
Но, что то я отвлекся.
Вернемся к Центуриону, который кроме подвески, в наследство от Кромвеля и Комета получил еще и движок Rolls-Royce мощностью
в 640 л.с., которых, в принципе, вполне хватало для танка даже массой в 40 тонн.
Правда и выдающихся показателей этот движок всё же не показывал.
Пробить броню немецкой 88мм зениткой теперь также было весьма проблематично.
Выходит задание выполнено? Танк ведь готов!
Однако, всё оказалось не так просто.
Слишком быстрое развитие бронетехники всех стран, участвовавших в этом конфликте не вывело Centurion ни в лидеры, ни в аутсайдеры - он просто стал частью бронетанковой армады всех бронемашин того времени.
Имевшей, к тому же, одну весьма оригинальную особенность, также ставшей в угоду завышенным требованиям от военного начальства - первые Центурионы могли проехать без дозаправки всего около 100 км.
Пришлось даже тележку для подпитки топливом придумать.
В которой натурально хранилось топливо для танка.
Которую Центурион естественно тащил на себе.
Впоследствии, запас хода увеличили и необходимость в ней не стояла так остро.
Однако, большим запасом хода без дозаправки, ни одна модификация этого танка похваcтать всё же не может.
Ну, и как вы думаете со всеми этими ухищрениями и экономией массы везде где только можно и нельзя, получилось ли у британских военных вписаться в ограничения на 40 Имперских тонн?
Нет. Мягко говоря не получилось)
Правда, вскоре избавившись от многих пережитков прошлого, в том числе и инфрастуктурных, британцы это требование убрали, понимая, что уже получили отличную платформу для Основного Боевого Танка, коим на больше чем 10 лет и станет Centurion.
И, таки я вас уверяю их разработка работает до сих пор!
То есть со всеми его проблемами, доработками и исправлениями танк "Centurion" 45-х годов выпуска стоит до сих пор(!) на вооружении некоторых стран.
Настолько все исправления оказались удачными.
И в дополнение пара общеизвестных боевых фактов о Центурионах разных времен:
Впервые эти танки вступили в реальный бой в Корейской Войне (1950-1953) - где изначально понесли очень большие "не боевые потери" застряв в грязи, оказавшись без топлива...
Возможно из-за первоначального провала, а может и из-за специфик местности, они в дальнейшем использовались уже как огневые точки.
В Анголе, а это, на минуточку, уже 1988-1989 года, танки "Олифант" - самая новая модификация Центуриона, принимала Самое Непосредственное участие в Самых Непосредственных Боевых действиях.
И по сей день эти, изначально, не очень удавшиеся танки остаются на службе некоторых стран мира, что само по себе уже успех.
Что же, на сегодня это все!
Собрать модель Centurion первых версий можно, сделав заказ - ЗДЕСЬ
Благодарю, за то, что дочитали до конца!
Если вам понравилось - Подпишитесь на канал, отдельное спасибо за лайки и комментарии!
Также, буду искренне рад, если вам будет полезна
эта Доска Объявлений !
До новых встреч!