Не знаю, может это только мне кажется, но раньше молодёжь рано взрослела и физически и морально.
У нас на теплоходе в экипаже всегда были молодые мотористы. В советское время приезжали на практику парни из Котласа, Петрокрепости. Да, и в нашем местном речном училище были студенты со всех концов нашей необъятной страны.
Весной 1987 года нам на теплоход пришёл практикант из нашего местного училища. Совсем молодой, ему было 17 лет, родом из Таджикистана, но не таджик, а месхетинский татарин. Славный такой мальчик, вежливый, трудолюбивый. Звали его Ленур, фамилия, кажется Исмаилов, точно не помню.
В то время практикантам зарплату не платили, а парень был из неполной семьи. Отец ушёл и мать воспитывала одна его и двух младших сестрёнок. Не знаю почему так у них получилось, вообще-то у мусульман должны быть крепкие семьи.
Мы на общем собрании решили, что прокормим его, а те деньги, которые училище выделяет ему на питание он будет получать на руки, Ещё у нас была свободная ставка моториста-рулевого, флота много и кадров не хватало. На эту ставку оформили радиограммой одного знакомого из ангарской деревни, тогда это было проще, а зарплату получал Ленур.
На каждом теплоходе был журнал начисления заработной платы, которую начислял первый штурман. Капитан получал деньги в выплатном пункте, где проверяли правильно ли всё начислено, и выдавал экипажу.
У Ленура получилась полноценное вознаграждение за труд, и он был счастлив. За время навигации он купил себе тёплую куртку на зиму, шапку-ушанку. Сестрёнкам пальтишки и сапоги, матери подарки.
Он ни одной копеечки не израсходовал необдуманно, только по делу! Не успел купить себе теплые ботинки. У него был день рождения в начале ноября, мы после навигации сбросились и отдали ему деньги. Он на эти деньги купил себе ботинки.
Я особенно запомнила Ленура, потому что я тогда не умела делать чебуреки. Интернета не было и в помине, не посмотришь. Теорию знала, а практики нет, вот такой казус!
И здесь на помощь пришёл Ленур. Он, оказывается, всегда матери помогал делать и жарить чебуреки. Ленур провёл для меня мастер-класс, научил обрезать край блюдечком, рассказал, как сделать кефир с чесноком, чтобы макать чебуреки. Столько лет прошло, а я всегда вспоминаю моего юного учителя, когда жарю чебуреки.
После навигации Ленур приодетый, с подарками уехал домой на каникулы. Совершенно неожиданно нам с мужем (муж был капитаном) пришла посылка. Мама Ленура отправила нам гранаты. Гранаты у нас в то время были большой редкостью.
На следующую навигацию Ленура назначили на другой теплоход, но ему было уже 18 лет и он работал официально на штате. Осенью его забрали в армию, после армии он в Сибирь не вернулся. Может быть из-за гнуса, от укусов комаров и мошки у него начиналась аллергия, приходилось пить таблетки.
Вот такая история. Вдруг, Ленур случайно её прочитает и откликнется, я буду рада!