Мы знаем, что срывать гнев нехорошо – особенно не к месту и на близких. Но все равно срываемся, некоторые – часто. Почему и что с этим делать?
Если коротко, то основа многих эмоциональных срывов – в том числе гнева – в механизме под красивым названием дефлексия.
Дефлексия – вид психологической защиты. Суть ее в том, чтобы перенаправить энергию «не по адресу», дабы избежать прямого контакта, который кажется опасным.
Это то самое, когда работник терпит начальника, а дома - ругается с супругой, наказывает ребенка и сгоняет с кровати лентяя-кота. Ну, потому что невозможно.
Это, кстати, и правда невозможно: никому пока особо не удавалось вечно и без последствий удерживать в руках туго сжатую пружину, а в психике – кипящую злость. . Злость – по сути тоже энергия, и раз уж она у вас появилась, то куда-то деться ей точно будет нужно. Желательно, конечно, по прямому назначению, но так не всегда выходит… и появляются у кого психосоматика (злость уходит внутрь, в тело), а у кого дефлексия.
Конечно, дефлексия возникает не случайно: если вы так делаете, то по каким-то причинам считаете невозможным выражать свои эмоции прямо. Вопрос, по каким. Вариантов может быть масса: страхи, стыд, психотравмы, характерология и др.
Справедливости ради стоит сказать, что, возможно, вы в своем удержании агрессии весьма правы и адекватны: я отнюдь не призываю немедленно высказывать начальникам, что они козлы – это может оказаться неполезно для вашей карьеры. :)
А вот к чему стоит стремиться, если вы не хотите, чтобы дефлексия поганила вам жизнь, так это к осознанности. Для отношений с близкими чертовски полезно понимать, что злитесь вы вообще-то на босса, а тройка сына – просто вишенка на трехъярусном торте того, что вас огорчает и злит.
Если есть такая осознанность, то можно, например, переступить порог дома и сходу превентивно сказать: «Дорогие, предупреждаю: меня дико выбесили на работе, я в неадеквате – прошу ничего из того, что я скажу в ближайшие 2 часа, близко к сердцу не принимать». Прекрасно работает, очень рекомендую.
Или можно извиниться перед сыном, если все-таки сорвались: «Милый, прости, меня правда огорчает, что у тебя не все получается в школе, но я была не права, что накричала, прости».
Или подобрать более удачный способ проживать «бесхозную злость» (ту, которую объективно не стоит выражать непосредственному адресату) – например, через спорт. И тогда после работы ехать не домой, а сначала в фитнес-клуб.
В конце концов, сменить работу, на которой вас постоянно доводят до ручки.
Чуете, сколько осознанности и сил требуется на такое, да?
Поэтому напоследок напомню, о чем уже писала в двух постах про работу мозга: чем меньше у нас энергии, тем меньше осознанности – и это не «ну блин, что за нафиг», а биология. Психофизиологическая данность, ничего личного и ничего особо постыдного.
Поэтому если хотите поменьше срываться – заботьтесь о том, чтобы почаще быть сытыми, выспавшимися, не замерзшими, не слишком усталыми и т.д., и т.п.
Ну, и конечно, тренировать эту самую осознанность: чем больше нужных нейронных связей, чем они прочнее, тем легче включать то, что нужно, т.е. разумно мыслящую голову.