Группа исследователей игровой статистики из Epic Games в свое время установила, что подавляющее большинство новичков в онлайн-играх, которые не смогли в своих первых двух-трех играх одержать победу и набить хоть какое-то количество "фрагов", с вероятностью в 90% забросят игру.
Оно и понятно – мало кому нравится проигрывать, а тем более в самых первых матчах. Учитывая, что в большинстве современных проектов с онлайн-составляющей ее непосредственная покупка (или в случае с Free-to-Play – установка) – это только начало изощренного процесса по высасыванию денег из ваших кошельков и драгоценных часов вашего досуга, крайне важно, чтобы игрок оставался в ней как можно дольше, и уж точно не уходил в самом начале.
Для удержания новичка на самой первой стадии есть как минимум два весьма мощных способа. Первый - относительно мягкий, и, думаю, многие его когда-то да замечали – это потрясающие матчи с ботами! Да, этим грешит добрая половина онлайн игр, если не больше, в том числе даже PUBG и Call Of Duty, а в особенности мобильные их версии.
Новичку первое время противостоят зачастую не другие игроки, а искусственный интеллект, который запрограммирован сделать все возможное, чтобы новобранец вышел победителем в сражении, но при этом чувствовал, что победа досталась не слишком-то легко.
Второй похожий прием – выдача новичку самых настоящих читов. В этом случае с самых первых матчей сражаться все же придется с реальными людьми, но чувство превосходства достигается не хуже – за счет скрыто увеличенного урона от оружия, показателя брони, здоровья и прочих характеристик. Если интересуют конкретные примеры, то попробуйте поиграть или вспомните свои ощущения в Gears of War, World Of Tanks, Star Wars Battlefront или Battlefield.
Примечание: Если интересуют "доказательства" - вот здесь очень много интересных признаний от разработчиков самых разных игр (на английском языке!) - https://twitter.com/Gaohmee/status/903510060197744640
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему одни шутеры с мультиплеером живут и купаются в шикарном онлайне долгие годы, а другие, в геймплейном отношении не уступающие конкурентам, загибаются через несколько месяцев? Секрет кроется как раз в многочисленных способах удержания игроков, которые уже давно перестали быть чем-то экспериментальным, превратившись в чистую математику. Своеобразную науку, которая служит одной цели – удерживать за игрой настолько долго, насколько возможно, и заставить вас заплатить столько, сколько возможно.
Возьмем в качестве примера игровые карты и якобы случайную их ротацию в мультиплеерных сражениях. Случайная она лишь отчасти. На самом деле в большинстве игр есть заранее установленный процент выпадения той или иной карты, который разработчики периодически изменяют вручную, а в некоторых играх он даже может зависеть от предпочтений конкретного игрока.
Это создает ощущение новизны. За счет того, что карты, которые раньше выпадали достаточно редко, начинают выпадать чаще, складывается иллюзия, что играешь почти что на новой карте. А действительно новые карты, даже самые незамысловатые с точки зрения левел-дизайна, периодически появляющиеся в игре, это, само собой, также отличный инструмент для удержания игроков.
Идем дальше. Почти в любом современном онлайн-шутере есть система развития ранга персонажа. Вы прокачиваете свой уровень, наигрывая все больше и больше часов, а за это разработчики награждают вас самыми разнообразными плюшками. Разные иконки профиля, фоны, медали, значки, скины для оружия и персонажа, новые анимации и озвученные реплики, внутриигровая валюта, чертежи новых пушек и снаряжения, новые скиллы и перки, новые персонажи, лутбоксы, наборы коллекционных карточек, элементы статистики, визуальные эффекты, и еще куча всего.
Чувствуете масштаб? Сколько всего вы можете получить, просто продолжая играть? Да, может быть большая часть этого многообразия лично вам не будет интересна вообще, но что-нибудь да зацепит. Захочется поскорее прокачаться, чтобы выбить крутую раскраску для любимой винтовки, или разблокировать очередной набор умений для героя.
А если вдруг по какой-то причине не захочется, то в ход пойдет система достижений и ежедневных и еженедельных заданий. Игра постоянно будет ставить перед вами маленькие и большие цели, чтобы интерес к сражениям не угасал.
Вот наглядный пример, что все это шикарно работает: В свое время Respawn Entertament в шикарном TitanFall "постеснялись" запилить подобные механики, и, несмотря на восхитительный мультиплеер и уникальный шутерный геймплей, онлайн игры достаточно быстро заглох. Зато в Apex Legends те же ребята в той же самой игровой вселенной все это добавили. Сами знаете, какой там онлайн сейчас.
Еще может возникнуть такая ситуация - вот выбить тот самый "скин" вам уже захотелось, а играть ради этого десятки часов все еще не улыбается – что ж, любой каприз за ваши деньги! На ум сразу приходят злосчастные лутбоксы, но на них мы останавливаться не будем, так как тема слишком заезженная, да и встречаются они всё реже и реже - спасибо дурной репутации.
Сейчас вы, как правило, можете напрямую "задонатить" в игру, вкинув пачку денег в монитор, и просто купить вожделенный предмет, а еще лучше несколько - сразу набором. Здесь тоже кроется определенная хитрость современной монетизации.
Как правило, ценник нужного вам предмета немного ниже, чем минимально возможная сумма, которую можно задонатить, а эта сумма в свою очередь не позволяет купить уже два или три крутых предмета. Например, условная раскраска для пулемёта стоит 100 рублей, а закинуть в игру можно минимум 150. Вот вы закидываете туда 150, покупаете скин за 100, и на балансе остается еще 50, которые толком ни на что нормальное уже не потратить, да и вывести уже нельзя. И они постоянно маячат у вас перед глазами, напоминая о себе, и в результате вы скорее всего закидываете еще денег, и вскоре история повторяется заново.
А для того, чтобы вы все-таки влюбились в конкретный скин, игра будет всячески демонстрировать вам все разнообразие внутреннего магазина. Помимо непосредственно виртуальной витрины в соответствующем разделе меню, ассортимент будет мелькать у вас перед глазами во время матча – с побежденных противников можно подбирать пушки с разными раскрасками, а в некоторых играх в конце боя есть так называемый "киллкам" – повтор последнего "фрага" от лица победителя, и на нем также демонстрируется какой-нибудь интересный скин, который, возможно, вам захочется приобрести тем или иным образом.
Еще один способ удержать игроков – изменение баланса оружия, персонажей или отдельных скиллов. Очень часто это делается просто ради разнообразия, а не для того, чтобы скорректировать положение сил, или ослабить откровенную "имбу". Иногда даже наоборот – разработчики специально делают новый несбалансированный ствол или персонажа, и тогда вокруг игры с новый силой вспыхивает информационный пожар, все начинают обсуждать изменения, и с большой вероятностью хайп привлекает новых игроков, и, соответственно, новые кошельки.
На привлечение молодой крови также очень хорошо работают скидки. Вопреки расхожему мнению, издатели не включают скидки при плохих продажах. Обычно скидки подключаются как раз на пике продаж, или ровно в тот момент, когда спрос на игру только начинает потихоньку снижаться. Почему? Как уже было сказано ранее, покупка игры – это только самое начало обработки ваших мешочков с золотом, поэтому издательствам сейчас уже не настолько важна прибыль непосредственно с прямых продаж игры – гораздо важнее именно набрать как можно больше игроков и задержать их, для чего как раз и существуют все вышеупомянутые способы.
Разумеется, то, что мы сегодня с вами обсудили, лишь верхушка айсберга. Мы не затронули еще многие интересные механики, вроде Season Pass и Battle Pass, кастомизацию игры пользователями и моддинг, а по-настоящему крутые и жесткие схемы разработчиков и секретные механики – коммерческая тайна, и скорее всего про большую часть этих вещей мы никогда не узнаем.
Спасибо вам огромное за уделённое время! Если статья понравилась -
подпишитесь, пожалуйста, на канал и поставьте лайк -для меня это очень важно, а вы таким образом не пропустите другие интересные материалы!
А еще очень рекомендую почитать другие статьи:
- Нелёкая судьба разработчиков Fallout. Как сложились карьеры людей, подаривших нам великую серию?
- Во что поиграть, если скучаешь по RPG "старой школы"? Лучшие ролевые игры с классическим геймплеем.
- Секретные механики в играх, о которых разработчики стараются не говорить